aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Древнегреческий танец.


"Юноши тут и цветущие девы, желанные многим,
Пляшут, в хор круговидный любезно сплетяся руками.
Девы в одежды льняные и легкие, отроки в ризы
Светло одеты, и их чистотой, как елеем, сияют;
Тех - венки из цветов прелестные всех украшают;
Сих - золотые ножи, на ремнях чрез плечо серебристых.
Пляшут они, и ногами искусными то закружатся,
Столь же легко, как в стану колесо под рукою испытной,
Если скудельник его испытует, легко ли кружится;
То разовьются и пляшут рядами, одни за другими.
(Гомер "Илиада", перевод Н.И.Гнедича)


Типы танцев
Танцы древности делились на военные и мирные. Позже пошло деление на театральные танцы, религиозные танцы и прочие элементы обрядов поклонения, военные танцы, танцы на симпозиумах, танцы скорби и т.д. Каждый тип представления - трагедии, комедии, и сатирические пьесы - имели собственные характерные танцы, некоторые спокойные и торжественные, а в некоторых фигурировали непристойные действия с использованием предметов фаллической символики. Следующие танцы цитировались в древних текстах:

Пирриха был наиболее известен среди военных танцев, был частью основного военного образования и в Афинах и в Спарте. Название «пирриха» (Pyrrihic), полагают, происходит от слова «пира», означающего костер, вокруг которого будто бы танцевал Ахилл при похоронах Патрокла.



Рельеф с танцующими воинами.
Мрамор. Римская копия поздней республики с греческого образца классической эпохи.
Inv. No. 321. Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента




Jean-Léon Gérôme Пиррихе



Всего известно  18 военных танцев, среди них Подизм (Podism), Ксифизм (Xiphism), Хомос ( Homos), Тетракомос (Tetracomos), Корибантум (Corybantum)/

Корибантум
 - танец корибантов в воинском снаряжении с мечами и имитацией боя.
 
Заимствован из Фригии.   "Свое название он получил от именующихся «корибантами» мифических предшественников жрецов Кибелы или Реи во Фригии. С помощью звона своего оружия они отгоняли темные силы. Исполнители, которые изображали корибантов, танцевали обнаженными, со щитом и в шлеме, и подчас доходили до того же неистовства, что и жрицы-вакханки — менады. Корибантум известен также как Пляска куретов — так именовали корибантов на Крите".


Гимнопедий (Gymnopaedia) был основным танцем спартанцев и исполнялся ежегодно на агоре в Спарте. Представлявший собой по сути гимнастические упражнения под звуки флейты или лиры, он исполнялся нагими юношами на агоре в Спарте во время одного из ежегодных праздников. Фигуры гимнопедии напоминали движения и позиции, которые использовались в борьбе и боксе..

Геранос
исполнялся на Делосе. хороводный танец, который также исполнялся юношами и девушками и иллюстрировал миф о Тезее и лабиринте. Движения были круговыми (как серпантин), фигуры извилистыми, в подражание запутанным коридорам лабиринта. Во главе процессии шел музыкант, играющий на кифаре и выступающий в роли Тезея. Название «геранос» — в переводе «журавль» — свидетельствовало о том, что исполнители имитировали движения этой птицы, то, наклоняясь вниз и приседая на корточки, то, вытягиваясь вверх во весь рост.

François volute krater, potted by Ergotimos, painted by Kleitias,Archaic Ancient Greek Art, ca. 570 BC, Museo Archeologico, Florence

Иеракио был женским танцем, исполнявшимся на фестивалях в честь богини Эры.

Metropolitan Museum of Art, 0.21 m, 250-220 v. Chr.

Партенейон -танец девушек, партенос.
Около 450 г. до н.э.




Эпилиний
был "дионическим" танцем, исполняемый на чанах при давке винограда ногами.



Эмелия 
  первоначально хороводный танец культового предназначения (зачастую у постели умирающего), торжественного, величественного и возвышенного характера, в медленных или размеренных темпах. В отличие от пиррических плясок она исполнялась женщинами и отличалась красотой форм и изяществом пластики. Особенно выразительными были движения рук танцовщиц — сложные по рисунку и экспрессивные по характеру, в то время как ноги и корпус его были сравнительно неподвижны. Возникнув как религиозный танец, впоследствии эммелия вошла в качестве составной части в древнегреческую трагедию.




Аналогичный погребальный танец у этрусков 
 
Кордак был танцем комедии, его танцевали актеры. Движения танца  включали разнообразные вращения, прыжки в бешеном темпе. Он, хотя и был связан с содержанием пьесы, все же не являлся простой иллюстрацией действия. Скорее всего, кордак представлял собой вставные комические сцены, своего рода хореографические буффонады. Интересно, что этот танец считался недостойным серьезных мужчин.


Много общего имел с ним танец сатирической драмы — сиккинида (Sikinnis), ориентирующаяся на вкусы простых людей и зачастую представляющая собой пародию на многие стороны общественной жизни,. 

Имений был свадебным танцем. Исполнялся невестой, ее матерью и друзьями.Отличался стремительным характером, быстрым темпом и наличием множества поворотов.

Ормос
 согласно Лукиану был танцем, объединяющим мужчин и женщин друг за другом в цепь. Возглавлял процессию молодой мужчина, который посредством различного рода движений демонстрировал свои танцевальные способности и военную подготовку. А девушка, следующая за ним, представляла собой пример благопристойности для всех других танцующих женщин.

Ипорхима был комбинацией танца и пантомимы, пения и музыки. Пришел он с Крита и исполнялся парнями и девушками, вместе поющими хорические поэмы.
Изображение танца на коринфской вазе 6 в. до н.э.

Древние греки изобрели логический подход к танцу, классифицировав его элементы, и с их необычайным рационализмом, организовывал его компоненты в единую систему. Танцам учили и учились:

Урок танцев с аттической вазы - c. 450 BC, British Museum


 Источники: http://www.balletmusic.narod.ru/dances_2.htm 
http://www.mlahanas.de/Greeks/Dance.htm
http://en.wikipedia.org/wiki/Greek_dance

 
Tags: Великая Древняя Греция.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments