aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Еще пару слов о Бабе Яге. Южный вариант – Яга, как мать амазонки Царь-Девицы.


 

«Ягишны» строят замок Девин – по сказке А. Йирасека. Западная Баба-Яга жила в замке.

 

Я вообще-то зарекался писать  очерки типа  «фольклор – русская история». Накладно спорить с малоинформированными энтузиастами (хотя в целом я не против энтузиазма), неоязычниками или расистами (для последних история существует только для  подтверждения их теорий).

 

Хотя детали в фольклоре бывают занятные и, вероятно, какую-то историю в самом деле отражают, но хаос тут, в этой области, царит изрядный. Каждый дует в свою дуду. Фольклор - зеркало  по определению очень кривое, причем  с каждым веком все  кривее. Что делается сейчас с фольклором? Неоязычники и популяризаторы делают из него очередной мифологический вариант, причем с виду почти научный. Но крайне некритично создаваемый и подаваемый.

И вот рассказал я о северной Бабе-Яге, которая так много общего имеет с угро-финнами, и читатели всей этой литературы стали мне пенять, что, мол, Баба-Яга это общеславянский персонаж, она есть чуть не  у всех славян (даже гибридных болгар под шумок дискуссии подсунули), или она она хеттская, без славянских наслоений,  и, мол, что может быть у такой хорошей, почти нашей бабы с угро-финнами и их бабами общего? Хотя сами подсовывавшие ссылки болгарские, польские или чешские сказки явно не читали, и историю их точно изложить не сумели бы. (С хеттами и их сторонником дело лучше обстояло, но и тоже странновато  конце концов кончилось).

 

Что сказать в ответ на это? Спасибо, хотя и не за что! Кое что я и сам знаю, а кое-что Вы, ребята, явно не учитываете.      

Сюжеты сказок и их герои прошли через столько пересказов, переделок и искажений, что остается только удивляться, как это можно «восстанавливать славянскую мифологию», пользуясь сказками?  Да и когда  рассказывались те сказки, которые мы знаем?  XVIII-XIX век,  и  сколько  в них от прошлого, сколько от нового творчества?  К тому же существуют заимствования. Достаточно было бы в давние времена припереться одному русскому сказочнику в Польшу и рассказать там о своей родной Бабе-Яге, чтобы байка расползлась подобно анекдотам современности, и в Польше о Бабе-Яге стали б рассказывать, как о некой своей Йедзе, в Чехии, как о Йеже, и так далее. Кто не поручится, что так не было? Аксаков об «Аленьком цветке» рассказывал, как нянька из Астрахани ему нечто подобное изложила в его детстве и оказалось, что это пересказ персидской сказки, которые занесли туда армянские или персидские купцы. Что касается Яги, то почему бы и не быть посему? Благо ведьма у славян, может, и  называлась похоже, хотя как – йега? -  даже Фасмер не очень нам поможет.

 

Кстати, вот и он со своим «Этимологическим словарем»:

«Ба́ба-яга́, также яга́-ба́ба, яга́я, прилаг., укр. ба́ба-яга́ – то же, блр. ба́ба-яга́, наряду с укр. язi-ба́ба "ведьма, волосатая гусеница", я́зя "ведьма", ст.-слав. ѩѕа μαλακα, νσος (Остром., Супр.), болг. еза́ "мука, пытка" (Младенов 160), сербохорв. jéзa "ужас", jèзив "опасный", словен. jézа "гнев", jezíti "сердить", др.-чеш. jězě "lamia", чеш. jezinka "лесная ведьма, злая баба", польск. jędzа "ведьма, баба-яга, злая баба", jędzić się "злиться".

Праслав. *(j)ęgа сближают с лит. ìngis "лентяй", лтш. îgt, îgstu "исходить, чахнуть; досадовать", îdzinât "вызывать досаду, раздражать, дразнить, делать противным", îgns "досадный, недовольный", др.-исл. ekki ср. р. "скорбь, боль", англос. inca "вопрос, сомнение, скорбь, спор"; см. Бернекер I, 268 и сл.; М. – Э. I, 834; Траутман, ВSW 70; Хольтхаузен, Awn. Wb. 48; Фортунатов, AfslPh 12, 103; Лиден, Studien 70; Милевский, RS 13, 10 и сл.; Миккола, Ursl. Gr. I, 171; Торп 28; Поливка, RЕS 2, 257 и сл…   Нужно отклонить попытки объяснения слова яга́ как заимств. из тюрк. *ämgä, ср. кыпч. emgen- "страдать" (Кнутссон, Раlаt. 124), или из фин. äkä "гнев" (Никольский, ФЗ, 1891, вып. 4–5, 7)».

Йега изначальная чахнет, короче, а также злится, болеет и недовольствует, а еще мучается сомнениями и скорбит, как злая пенсионерка. Но есть у старинной чешской или польской Яги черты Яги первоначальной? А кто же нам скажет?

Однако без вариантов в фольклоре никуда. Если есть Яга северная, южная или западная, так и подавай их всех сюда. Все, что есть в печи, все на стол мечи. Западная Яга, похоже,  просто колдунья, а что у нее есть похожее на русскую – почти все заимствования из русского фольклора, так я думаю. Дальше я приведу пример, как это делалось одним чешским сочинителем из 19 века.

 

О северной Яге я рассказывал, и еще о ней немножко спорили на языковом форуме http://community.livejournal.com/ru_etymology/1199549.html

Там нашли у зярян Ягморта – лешего и договорились до того, что у коми может быть и Яг-ань- лесная баба. То есть если бы русские пришли на Север с Ягой или Езей, то нашли бы и там почти свою Яганьку, или одетую в ягу куколку, что тоже интересно. Эта северная «Яга»  имела бы шанс срастись со славянским персонажем и дать гибрид.

А как та первоначальная славянская Яга, даст нам «кривое зеркало» при сравнении вариантов что-то иное?  Если на  севере  Яга приобрела многочисленную атрибутику вроде избушки на курьих ножках, чувствительности к русскому духу, и многих прочих чудачеств, полезных и вредных свойств, то разумно задаться, а как обстоит дело на юге, что там творится с ее атрибутикой?

 

И тут нас настигает приятное известие, верней, целый их ряд:

Баба-Яга в южном степном варианте владеет стадами волшебных кобылиц. Она там царица Девичьего царства, которое  «находится далеко, "за тридевять земель, за тридевять морей", за "огненным морем"; его называют "Подсолнечным". Ясно, что речь идет о южных приморских областях. Есть в этом полуденном царстве и город, окруженный каменной стеной или железным тыном; высота стены 12 саженей. Подступы к городу охраняют Ягишны или сестры Царь Девицы. Ивана-Царевича, пытающегося проникнуть к Царь-Девице, предупреждают: "Много туда ехало разных богатырей, а ни один оттуда не вернулся. Все-то головушки ихни на тычинушках, а только одна тычинка стоит порозна -- не твоей ли головушки быть?" (Н. В. Новиков). О человеческих головах на "тычинах" сообщает Геродот, описывая быт тавров Крымского полуострова: "У тавров существуют такие обычаи: они приносят в жертву Деве потерпевших крушение мореходов... тело жертвы сбрасывают с утеса в море... голову же прибивают к столбу......С захваченными в плен врагами тавры поступают так: отрубленные головы пленников относят в дом, а затем, воткнув их на длинный шест, выставляют высоко над домом". Такая деталь, как "головушки на тычинках", не является доказательной, но и без этого сопоставления ясно, что сказки о Яге-всаднице и о девицах-поленицах в Подсолнечном приморском царстве связаны с южными народами, последней волной которых до появления тюрок были "женоуправляемые" сарматы. Однако следует сказать, что греческие авторы в своих сказаниях об амазонках нередко путали амазонок с киммерийцами. "Вполне вероятно, -- пишет Б. Н. Граков, - что в легендах об амазонках отразились древнейшие походы племен, обитавших у Меотиды, в Европу и Малую Азию, и в том числе киммерийцев" /Граков Б. Н. Ранний железный век, с. 103/. Ну и еще по Фасмеру  в греческом толковании наша   Баба-Яга дама мужественная, с пенисом. То есть нечто вроде амазонки или гермафродита.

Браво-браво всем участвующим, и академику Б.Рыбакову, у которого  нашел эти цитаты, особо! На юге Руси наши предки   у греков и сарматов взяли амазонок, и назвали их прародительницу Ягой. При чем тут общеславянский сюжет?

Теперь о западном варианте той же истории с амазонками. У чехов есть литературная сказка Йирасека, который пересказывает, якобы, историю о девушках-воительницах из «Хроники Космаса»:

«Когда отошла Либуша в вечность, увидели ее приближенные девушки, что не почитают их больше так, как при жизни их повелительницы. Тяжело было им думать об этом, и вспоминали они то время, когда их княжна одна властвовала над мужами и всей Чешской землей. <…>  Жажда власти и мести побудила девушек взяться за мечи и луки и, не соразмерив сил, вступить с мужчинами в неравную борьбу.  Предводительствовала девушками Власта, некогда бывшая старшей в свите Либуши. Первая кликнула она боевой клич, первая взялась за оружие и, объединив всех женщин, начала с ними строить неприступный замок. Замок стал их убежищем от врагов. Находился он за рекой Влтавой, вверх по течению от Вышеграда, расположенного на другом берегу».  (Речь идет о мифическом замке Девин).

Мужики хохотали, а князю  Пршемыслу былв видение: «Была ночь. Воздух был полон густого, едкого дыма. И вот в зареве пожара узрел я девушку. Из-под шлема спадали у нее длинные волосы; в одной руке держала она меч, в другой – чашу. На земле лежали в крови и во прахе убитые мужчины. Как безумная, металась девушка и попирала мертвых ногами. Затем набрала она крови полную чашу и, подобно хищному зверю, с неистовой жадностью стала пить ее. Внимайте, мужи, голосу богов и не пренебрегайте их знамением. Послано это видение, чтобы предостеречь вас. Выслушав мою речь, не сочтите ее пустыми словами».

Ну и в результате чешские Ягишны побили своих чехов. А княгиня Либуше в этой истории заняла место Бабы-Яги, Царь-Девица  - не дочь, но ее бывшая главная служанка.

 

Чешские «Ягишны» рубят чешских «мужуков» под замком Девин.

 

Хотя все это чисто литературный вымысел Йирасека под влиянием русских сказок, поскольку в Хронике Космаса никаких кровавых битв, но лишь рассказ о том, что у скифов и печенегов, к примеру, девушки тоже умели ездить на конях и воевать, и у чехов были подобные девицы. Приврал немножко Йирасек (особо гнусно выглядит питье крови), и, не случись это уже так поздно, историю можно было бы рассказывать, как доказательство того, что и у чехов был свой вариант Яги-амазонки.


Суммирую, варианты фольклора скорей поддерживают версию влияния угро-финского субстрата на фольклор и облик Бабы-Яги. Хотя и после того она остается гипотезой. Ибо фольклор такая ненадежная вещь.


Tags: Великая Древняя Греция, Вокруг театр, Русская история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments