aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Category:

Красители в Древней Греции. Часть 5 2. Красильное дело. Хронология.

Окончание. Предыдущие очерки:

Красители в Древней Греции. Часть 1.

Красители в Древней Греции. Часть 2.

Красители в Древней Греции. Часть 3.

Красители в Древней Греции. Часть 4.

Красители в Древней Греции. Часть 5 1. Красильное дело. Палитра красок по изображениям.  

 

 

 

Рис.1. Фрагменты древнейшего из  сохранившихся крашеных  древнеегипетских одеяний – вручную  расписанной льняной накидки с сюжетами их жизни на реке – люди на лодках, охота на бегемота, ловля  рыбы небольшим неводом, танцовщицы. Время создания предмета – додинастический период  Naqada II (3700 -3200 до н.э.). Использовалась черная и красная краски, анализ которых, насколько я знаю, не проводился. Но, возможно, красная краска – это алканна. Накидка найдена в 1930 г. археологом Фарина в Гебелейн,Верхний Египете,  и хранится в Museo Egizio, Турин.

 

После  того, как мы ознакомились с красителями античности и примерами крашеной одежды по античным изображениям, необходимо  зафиксировать некоторые обобщения по истории красителей   и обсудить  развитие крашения, его хронологию по известным данным. Можно посмотреть для начала таблицу 1, в которой я обобщил  данные по красителям: место и время появления, способ экстракции, применение (отмечая протравную технологию крашения, при которой ткань вначале обрабатывается солями металлов, а потом красителем, давая более устойчивые соединения – лаки и большее разнообразие цветов).

 

Табл. 1. Красители древности и античности: зафиксированные места и периоды появления, техника извлечения красителя, применение.

 

 

Логика развития  получения и применения красителей по этим данным и тем, что мы исследовали в предыдущей части следующая:

 

1. Из таблицы следует, что старейший образец краски -  из червеца дубового, однако, он скорей всего, для крашения одежды не применялся. По  накидке из Гебелейн (рис. 1) мы видим, что краска появляется, но используется для росписи накидки, не для крашения. Красильное дело появляется, видимо, несколько позже – там же в Египте. Старейшие красители – сафлор, алканна, хна, вайда (3500-2500 гг. до н.э),  несколько позже, вероятно, появляется марена (не позже 2500 г. до н.э)

2. Метод извлечения – горячие слабощелочные растворы, появился, вероятно, там же, в Египте, где с экстракцией красителя стали экспериментировать. Источник слабой щелочи – сода,  которая была известна еще со времен Древнего Египта, когда египтяне добывали это вещество в долине Вади-Натрун, поташ, то есть водная вытяжка из золы растений и просто моча. 

3. Протравные красители можно получать на основе алканны и  марены. Алюминиевые квасцы добывали в Древнем Египте в пустыне, к западу от Нила. Геродот указывает, что в VI в. до н. э. из Египта в Дельфы было направлено 1000 талантов (более 36 т) ''вяжущей земли''. Однако этот продукт был известен более чем за 1000 лет ранее. В I тысячелетии в Месопотамии уже знали, что вещество, пригодное для протравы, можно выделять из лишайников; теперь мы знаем, что это сульфат и тартрат алюминия. О применении квасцов для дубления кож и в медицине упоминается во времена Навуходоносора (XII в. до н. э.). Довольно поздно появляется описание процесса – Плиний (1 в.): «В Египте применяют весьма примечательный способ окраски тканей. После отжима материала, имеющего первоначально белый цвет, его пропитывают, но не краской, а протравами, которые должны поглотить краску. После протравливания ткань, все еще не изменившую своего первоначального вида, погружают в котел с кипящей краской и тут же вынимают совершенно окрашенной. Интересно, что хотя краска в котле одного цвета, ткань, когда ее вынимают, отливает различными цветами, в зависимости от тех протрав, которыми она была обработана. Краски эти никогда не линяют». 

4. Примерно в 2500 г. до н.э появляется краситель вайда, а он требует более сложной технологии извлечения красителя, с ферментацией. Это свидетельство растущей квалификации красильщиков.

 

5.Утверждалось, однако, что красители, в Египте долгое время используются  в узких пределах – если судить по изображениям, широкое распространение крашеной одежды относится к Новому царству (1552—1069 до н. э. по «краткой» хронологической схеме или 1582—1070 до н. э. по «средней»). Но такие утверждения делаются на основании изображений, которые сами в подавляющем большинстве относятся к Новому царству Пример некоторых ранних  тонкостей  в этой области – гробница жреца  Руд-Ка (Рудж-Ка Rudj-Ka, Rwd-ka)   времен V династии (2465 – 2323 до н.э.), обнаруженная совсем недавно  - рис. 2. Того же рода отличие в одежде фиксируется для визиря Меруруки и его жены (рис.3) из 6 династии.

 


л
 

Рис. 2. Стенные росписи их могилы жреца 5 династии хоть и низкого качества, но демонстрируют вполне явно окрашенным  желтым или желто-коричневым верхнюю часть одежд жреца, что видно, скажем, и по контрасту с белой одеждой его жены..

Рис. 3.  «Визирь» Мерурука  с женой, которая играет ему на арфе на брачной постели. Мерурука в интесивно окрашеной блузе – вероятно, алканной?

 Mastaba of Mereruka. VI Dynasty, 2345-2181 BC, Old Kingdom.
Necropolis at
Saqqara.
Source: Joseph Lindon Smith, Paintings by Joseph Lindon Smith:
Egypt at the Thorn.
Thorne-Sagendorph Art Gallery, Keene State College, New Hampshire.

 

6. Применение цветных одежд регулировалось, конечно, определенными дресс-кодами. Считалось, что  высокий статус белых некрашеных одежд из льна означал ограничение в применении цветной одежды, которую якобы носили лишь лица низкого статуса (рис. 4-5). Если так, как может стать одежда бедняка стоить дороже одежды богача? Как вообще одежда лиц с нихким статусом может стать одеждой знати? Не факт, что  это был такой уж низкий статус.  И еще  дело может осложняться, ситуативностью применения крашеных одежд (скажем, не обязательно белые одежды нужны в непарадной бытовой обстановке – мы же видели, что цветные предметы были даже в додинастический период) (рис. 5). Кроме того, для мужчин дресс-коды явно выглядли иначе (рис. 2-3, 6-7). Если некоторые мумии фараонов находят в цветной одежде, то это в пользу такой организации дресс-кода. Обратим также внимание, что египетские богини и боги в период Новых царств носят цветные одежды!   (рис. 8).

 

 

 


 

Рис. 4  Сцены пира.   Танцовщицы в крашеных сверху платьях, танцовщица, певица с цветком лотоса  и слепой арфист. Комментаторы отмечают, что в крашеную одежду одеты лица низкого статуса.

Tomb of Nakht, a scribe at the Karnak Temple, and his wife Tawi.
XVIII Dynasty, 1570-1320 BC.
New Kingdom. Necropolis at Sheikh Abd el-Qurna, The Valley of the Nobles, Western Thebes.

Рис. 5. Эта фреска (Британский музей) относится примерно к 1400 г. Флейтистка в крашеной одежде, голые танцовщицы. Снова низкий статус цветной одежды?

Рис. 6  В той же могиле Нахта изображены сцены работ крестьян, ремесленников и, возможно, даже красильщиков (второй  рисунок сверху слева). Все трудящиеся мужчины и женщины в белой одежде, вероятно, из льна, а вот астроном Нахт, сидящий справа, лицо элитное, облачен в крашеную «блузу».

Рис. 7 Астроном Нахт с женой Тави – как и в рисунке иъ могиле жреца из 5 династии,  мужчина в частично  цветной одежде, причем примерно того же колера.

 

 

Рис. 8. Изис (одежда крашенная)  ведет Нефертари (белая одежда и крашеный пояс) к Хефри. Фреска из могилы жены Рамзеса II Нефертари. Ни о каком низком статусе одежд богини и крашеного пояска жены фараона и речи быть не может.

 

 

7. Доказательства того, что цветная одежда и сам процесс крашения распространяются  из Египта в Месопотамию  и на Крит довольно многочисленны – это, прежде всего, виды красителей, самые ранние образцы которых относятся к Египту с его явным первенством в ремесленной химии. Хотя, конечно, этот вопрос не так уж и окончательно решен, потому что в Египте больше памятников и возоможностей получить археологические доказательства. Факт тот, что в  Месопотамии начинают  изобретать и применять собственные красители и протравы во 2 тыс. до н.э. Широкое распространение крашеной одежды фиксируют минойские фрески, которые я разбирал ранее. На Крите активно красят уже и шерстяные ткани. Кроцин и лакмус – красители из региона Крит-Месопотамия.  Финикийцы изобретают добычу  пурпура из моллюсков.

8. Греки поначалу покупают  крашеную одежду у соседей. Гомер поминает крашеные финикийским красным (пурпуром) одежды Нестора, Фоанта и Телемаха, Одиссей и Агамемнон одеты в темные крашеные троянские плащи, у Аякса крашеный фиолетовый пояс, ценнейший подарок, причем лидийское искусство окраски кожи в фиолетовый цвет поминает позже (6 век) Сафо. В те времена, как мы видим, лучшая одежда – привозная.

9. Центры греческого красильного ремесла[1].  Они развились достаточно быстро после 9 века, который, вероятно, описывает Гомер, сам живущий в 8-ом. В 6 веке город Гермион в Арголиде славился замечательными пурпурными тканями с широкими белыми полосами, которые покупали даже из Персии. Ткани обрабатывали вдобавок медом, и они хранились потом долго, Македонский нашел ткани из Гермионы в Сузах примерно 190 лет спустя после их производства и они будто бы не потеряли свой цвет. Свой пурпур научились  добывать на Крите. Пурпур добывали также из моллюсков в Коринфском заливе, особенно славился городок Булис, да и Коринф ощущал важность этого ремесла, и даже на его древних монетах появились раковины моллюсков, из которых добывали пурпур. Отличные пурпурные раковины встречались на побережье у Спарты, и спартанцы, которые отвергали красители, как неестественную форму, ценили только красный цвет, потому что он мог маскировать кровь в битве, и скрывать рану. Великолепный пурпур добывали на острове Кифера, на Фере, на островах Эвбея и Аморгос производили лакмусовый краситель, вероятно, тут становление ремесла не обошлось без минойских красильщиков.

Кермес, который позже заменил грекам пурпур из раковин, был перенят от лидийцев, лакмус – вероятно, из Фригии, где были гильдии красильщиков. Красильщиками славился и Пергам.

Потому важными центрами красильного ремесла оказались города Малой Азии – в первую очередь Милет, производивший ковры и дорогую одежду, откуда милетцы, бежавшие от персов, перенесли его на Хиос и в другие места. Отметить можно также Родос. И вообще новинка распространялась быстро. Так, уже в 5 веке отличные красильщики были в колониях – Сиракузах и Таренте. Греки быстро освоили протравное крашение и нашли собственные источники протрав.

 

 Рис. 9. Ракушка на монете Тарента (480-470 BC. AR Nomos (8.10 g). – из нее добывали пурпур. В Таренте из их обломков состоит целый огромный холм.

 10. Важным моментом развития было введение в оборот собственных красителей – резеды, дрока, чистотела и черники. Это, вероятно, несколько более поздний период, не ранее 4-3 вв. до н.э. Птолемеи, появившись в Египте после Александра Македонского, заказали, кстати, египтянам-красильщикам, описание их рецептур. То есть и в это время у египтян еще было чему учиться и греческий и позже римский и византийский Египет  тоже стал важным центром по производству тканей, там были введены в оборот набивные (печатные) рисунки на тканях.

Таким образом, эта хронология характеризует красильное дело, как динамично развивающееся ремесло, начатое еще не позже 4  тысячелетия до н.э, прошедшее существенные стадии развития по получению красителей и развитию технологий  в 3 тысячелетии, бурно развивающееся во 2 тысячелетии в Египте, Месопотамии, Малой Азии и на Крите. Греки, первое время лишь покупавшие крашеные ткани, не позже 6 века сами стали большой величиной в развитии красильных технологий.

 


Tags: Великая Древняя Греция, Египет, Историометрия, Экономика и история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments