aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Category:

"Ушла звездочка, уходит, уходит..."


50 лет со дня полета Гагарина - дата великая.

Пока  еще есть свидетели того события, которым есть что вспомнить. По его поводу - удивительно - все еще ломаются копья. Чего-то разоблачают, пытаются уменьшить его значение. И много-много о риске.  Да что говорить, Гагарин-то понимал на что шел, на всякий случай написал прощальное письмо жене.

Так получилось, что среди юбилейных материалов я подряд встретил два воспоминания -  и оба с участием школы, одна была сразу после войны, а вторая - наверное, в 70-ых.
Совмещенные вместе они кое-что объясняют:

Дочь Гагарина в интервью "Гардиан"  рассказывает, как ее отец вспоминал свою школу и о его отношении к знаниям:

" А что он рассказывал вам о своем детстве на Смоленщине?
- Что жизнь в то время была исключительно трудной. Немцы вышвырнули семью – а она была большая, и состояла из двух взрослых и четверых детей – из дома, и им пришлось три года жить в выкопанной в саду землянке. Не было еды, у детей не было никакой возможности учиться. В 1941 году, когда ему было семь лет, он пошел в первый класс местной школы, но когда их район заняли немцы, школу закрыли, и три года не было никакой учебы. Лишь после освобождения области Советской Армией в 1944 году школа открылась снова, но жизнь все равно была очень трудной.

У них не было почти ничего. Например, не было бумаги, и им приходилось искать по всему городу клочки бумаги и доски, чтобы писать на них. Но у них были преданные своему делу учителя, стремившиеся передать ученикам максимум знаний – возможно, потому что война усилила эту потребность как никогда. И их хорошо учили основам математики, химии и физики, а также литературы и истории.

Мой отец всю свою жизнь интересовался литературой и историей. Его любовь к истории была очень живой: он знал ее так, будто сам принимал в ней участие. Помню, как один раз он повез меня с сестрой на поле битвы в Бородино, где армия Наполеона встретилась с русской армией в одном из самых кровопролитных сражений наполеоновских войн. Казалось, он знает самые мельчайшие подробности той битвы. Он восстанавливал события того времени, показывал нам, что там происходило. Он читал нам стихи о той битве, и я помню, какое впечатление произвели на меня его знания. То же самое было, когда он учился в Самаре, а затем в Санкт-Петербурге и Москве. Он старался как мог изучить историю этих городов. Он был любознателен и интересовался всем. Один из его друзей рассказывал мне, что когда он был в Москве, то ходил на лекции по искусству в Пушкинский музей. Он принадлежал к тому поколению, у которого было очень мало возможностей, и поэтому после войны они жадно интересовались всем".

И украинский сайт Версии привлек некого Александра Зубченко, чтобы тот рассказал о Плесецке. Тот выдал свою версию к юбилею, на удивление, там все о  школе в Плесецке. 
Контраст получился сильный:
"12 апреля нам в школу всегда приводили живого космонавта. Гречко, Алексеева, Берегового, Леонова… И все они рассказывали о том, какая, сцука, маленькая Земля, если на нее смотреть из иллюминатора. Нас, естественно, интересовали более прагматичные вопросы. К примеру, бухают ли космонавты? Что делали с Терешковой в космосе? И в какой позе? Если встретятся амер-астронавт и наш, то кто кому вломит? Но больше всего волновал один вопрос: почему американцы высадились на Луне, а наши туда только трактор на колесах закинули?"

Такое впечатление, что в той школе учились в основном дауны. Потому что Зубченко понесло: "... каждый год, ближе к маю, мы отправлялись в сказочную тайгу на поиски артефактов. Нашей мечтой было найти остатки несгоревшего твердого топлива. Правда, все ракеты были на жидком топливе, но кого это волновало? По легенде, если правильно зажечь этот кусок, то он прожигал землю на полметра. Еще искали легендарный платиновый спутник. Он наипнулся при запуске в болото, и его не сумели найти вояки. Почему платиновый? Да там этого ценного металла было то ли сорок, то ли сто килограммов. В зависимости от фантазии рассказчика. Ну и, конечно же, пиропатроны. Даже дети знали, что отделение ступеней осуществляется при помощи взрывных устройств. Причем, как правило, не все они срабатывают. Если найти кольцо с целым пиропатроном (или «взрывной гайкой»), ударить по нему молотком, то запросто может оторвать руку. И многие знали пацанов, которым удалось это сделать. Правда, они после данного происшествия вынуждены были уехать из городка. Сегодня я уже не понимаю, в чем тут прикол, но многие в поход брали молотки. К счастью, пиропатронов нам так и не удалось отыскать. Находили покореженные остатки ступеней с какими-то трубками, которые благоговейно откручивали и прятали в отцовских гаражах. Ну а главным развлечением было выменять у «РЭКСов» (рота эксплуатации средств заграждения) настоящие сокровища: взрывпакеты, дымовые шашки, холостые патроны и, главное, ракетницу. Меняли, естественно, на алкогольные напитки, которые достать было крайне сложно. Это только кажется, что у ракетчиков спирта – завались. На самом деле, все давно поделено. Да и бухло школьникам не продавали в городке. Это правда. Надо было найти совершеннолетнего знакомого, стимулировать его, договориться насчет покупки… Целая история. Зато в случае успеха тайга вздрагивала. Как мы не перебили друг друга – загадка. Если холостой патрон бросить в костер, то головешки разлетаются будь здоров. А если взрывпакет кинуть в унитаз… Голливудские спецэффекты отдыхают".

 На счастье, не всем так не повезло со школой. Или, скорей, с головой, потому что представить школу из одних Зубченок сложновато.
К прмиеру, куратор космических программ в Смитсоновском музее в Вашингтоне Кэтлин Льюис говорит, что полет Гагарина подействовал на сознание, на философию восприятия мира. Он увидев Землю извне и передав свое ощущение, стал человеком из будущего.  "Гагарин в настоящее время рассматривается  как универсальный герой, а не только советский. Во время холодной войны он изменил наше понимание мира"
 
Насчет ощущений хрупкости планеты Гагарин говорил, вероятно, позже, по следам полета. Стенограмму переговоров сейчас распечатали, вот прямо из нее:
"Гагарин: Внимание, вижу горизонт Земли. Очень такой красивый ореол. Сначала радуга от самой поверхности Земли, и вниз такая радуга переходит. Очень красивое, уже ушло через правый иллюминатор. Видно звезды через "Взор", как проходят звезды. Очень красивое зрелище. Продолжается полет в тени Земли. В правый иллюминатор сейчас наблюдаю звездочку, она так проходит слева направо. Ушла звездочка, уходит, уходит..."
Tags: Современная история, Технологическая цивилизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments