aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Мифы и мифотворцы 1.

Историк и писатель Шаров: «Пытаюсь написать душу истории»


Пытайтесь. А как у Вас с буквой истории, писатель?
А вот как -  большая статья в "Знамени" N 9 2005 "Меж двух революций" - Н.Федоров и А. Платонов
http://magazines.russ.ru/znamia/2005/9/sh11.html

А перед этим рассказ о себе:
Я родился в 1952 году в Москве. После окончания математической школы поступил в экономический вуз, но продержался там недолго: за организацию забастовки был изгнан с “черным билетом”. Потом мне повезло оказаться студентом заочного истфака Воронежского государственного университета. Пишу это безо всякой иронии. Воронеж подарил мне много замечательных людей, да и по своему отчасти асоциальному устройству иначе как заочно я вряд ли что-нибудь смог бы закончить. ...  В 1984 году я защитил диссертацию по историографии опричнины и Смутного времени, в центре ее была фигура одного из крупнейших дореволюционных историков — Сергея Федоровича Платонова.... история со спасительной регулярностью приходила на помощь. 

Главную тему  статью разбирать  неинтересно. Потому что автор с самого начала показывает себя "историком".

1. "Церковные литераторы XV века над подобными вопросами вряд ли задумывались, однако дорога, на которую они поставили русскую историю, в сущности, вела туда же. Увидев в происходящих событиях ясное, не допускающее сомнений свидетельство, что настали не просто последние времена, а самый их конец, Христос и вправду повернулся лицом к тонущим в грехах и страданиях потомкам Адама, они сказали московским князьям, что именно им суждено возглавить поход к добру, сыграть главную роль в спасении и распространении истинной веры. Они сказали это князьям, которые — и века не прошло, как ели землю перед троном золотоордынских ханов, вымаливая себе ярлык на великое княжение, ища ее смерти, оговаривали ближайшую родню — других претендентов на этот самый ярлык.
Значение двух появившихся в те годы доктрин — одна из них известна под названием “Москва — Третий Рим”1, авторство ее приписывается старцу Елеазарова монастыря Филофею, примерная датировка — 1520—1530 годы; вторая — как “Сказание о князьях Владимирских” (оно принадлежит перу тверского монаха Спиридона — Саввы и возводит род Рюриковичей к племяннику римского императора Августа, легендарному Прусу; написано “Сказание” не позднее 1523 года, то есть тогда же, что и послание Филофея..."
Вот, уже пошли "загадки историка". Век (1523, 1530) - XVI, литераторы почему-то названы литераторами XV века, землю ели когда ("века не прошло") в 1420-30ых? Нет в ту пору уже не ели, хотя бы потому, что Золотую Орду разгромил Тимур , вместо нее был эмират,  да и поедание земли  - этакая историческая мазохистическая закоряка. 
 Настораживают эти мелочи. Ну, ладно, читаем дальше.
2. "(Оно) для русского общества мало уступает перевороту, сделанному Коперником для общества западного. Только вектор его противоположный. Коперник умалил и землю, и весь человеческий род, убрав его из центра мироздания, монастырские же книжники, наоборот, поставили русскую историю в центр мира. ... Филофей и Савва вольно или невольно соблазнили, искусили верховную власть революцией. Именно после них в России революция “сверху” навсегда вошла в арсенал верховной власти, ими были оправданы, получили высшую санкцию новые и новые перевороты. Революцией была попытка Грозного с помощью опричнины кардинально изменить самый характер связи между собой и служилым сословием, заменить вассальные отношения, на которых она была основана, на отношения, раньше существовавшие только внутри военно-монашеских орденов. То есть сделать измену себе не изменой вассала сюзерену, а изменой Богу и вере. Через полтора века после Грозного на полный слом государственного устройства пошел Петр; еще через два века — Сталин, о нем речь ниже."
Занятно. Тотальная революционность российской власти. Полное торжество идей над прочими соображениями. Наследственность идеи.  Вместо науки идеология.  В общем то, характерный бред. Но зато на таком полотне можно вышивать любые цветочки.
3. "Так был разоблачен как узурпатор, после чего убит вместе с сыном Борис Годунов, при котором страну постиг трехлетний голод."
Вот! Дождались. Историк, кандидат наук, специалист по XVI веку. Якобы. А вот, что не убивали Бориса Годунова, а убивали его сына - почему-то не знает, пишет в "Знамени" ерунду и некому даже его поправить.

 4. "Но однажды и для народа, который обычно шел за царем, тяготы, потребные для ведения новых и новых войн, делались невыносимыми, и он тоже начинал склоняться к мысли, что при истинном царе жизнь здесь, на земле, не может быть такой несправедливой и страшной. Тогда число тех, кто ждать царствия Божия уже больше не мог, безмерно умножалось, и огромные ватаги воровских разбойных людей (казаков), крестьян, холопов, посадских людей вместе со своим “правильным” царем (отсюда все российское самозванчество) шли на новый Иерусалим. Между сторонниками разных трактовок учения Филофея разгоралась настоящая гражданская война."
Ага, все бунты у нас религиозные. Что это, вообще, такое, с какой стати человек, который путается в исходных фактах, берется философствовать в духе примата идей над экономикой?

5 " за организацию забастовки был изгнан с “черным билетом”..."

Черт его знает. Сочинитель. Забастовка, которую он якобы организовывал, фантазия, "черный билет" какой-то, заочное изучение истории, писание фантастики, и вот вырос мудрец, как на грядке огурец. 

Но зато первый пример   мифотворца есть. Мифотворец-фантаст.
 

Tags: Общество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments