Бывший министр иностранных дел СССР и второй президент Грузии Эдуард Шеварднадзе дал любопытное интервью BBC. Несколько моментов:
Распад СССР.
Би-би-си: Эдуард Амвросиевич, вы и Михаил Горбачев считались архитекторами перестройки и главными реформаторами СССР. Но реформы, которые вы проводили, привели к распаду страны. Когда вы поняли, что Советский Союз ждет крах?
Эдуард Шеварднадзе: О проблеме распада Советского Союза я думал еще раньше. Но ошибался в прогнозах. Особенность ситуации состояла в том, что ни с кем нельзя было советоваться. Помню, что в моих прогнозах я считал, что советская империя распадется, ведь все империи распались. Советский Союз был империей, в которой было много противоречий, а главные противоречия существовали между центром и автономиями. Все автономии хотели стать независимыми.
Когда я размышлял на эту тему, я считал, что Советский Союз еще просуществует лет 10-12. Я ошибся. Развал начался через четыре года.
Би-би-си: То есть когда вы реформировали страну, вы, как один из соавторов реформ, уже знали, что страна развалится? Вы готовили свое отступление?
Э.Ш.: Я знал, но ни с кем нельзя было об этом говорить. И в какой-то степени это было причиной моего ухода [с поста министра иностранных дел СССР]. Но реальные причины были совершенно другие.
Договоренность с НАТО о нерасширении на Восток - была ли она?
Би-би-си: Когда вы занимали пост министра иностранных дел СССР, многие упрекали вас в том, что вы проводили прозападную политику. В частности, в вопросе воссоединения Германии и расширения НАТО. Президент Горбачев любит подчеркивать, что существовало джентельменское соглашение о нерасширении НАТО на Восток, но затем западные лидеры предпочли сделать вид, что ничего не было. Так все же были такие договоренности?
Э.Ш.: Никакого соглашения не было. Был договор об ограничении вооружений [ДОВСЕ], где также определялось, сколько войск может иметь Германия после объединения. Мы подписали документы, но не все вопросы учли. Речи о НАТО тогда не шло.
Так получилось, что с Горбачевым мы не обсуждали объединение Германии. Все вопросы обсуждали, а этот нет. А в интервью с иностранными журналистами он никогда не отвечал прямо, что он думает по этому поводу, ловко уходил от ответа. Этот вопрос мне задал Бейкер [тогдашний госсекретарь США], который сказал, что вопрос обсуждался с западными лидерами и все – "за". Он предложил позвонить Горбачеву и спросить. Мы позвонили, и Горбачев тогда сказал: "Считай, что я за объединение Германии".
Талантливые ребята.
Э.Ш.: Я всегда старался с Россией иметь нормальные отношения. По моей инициативе Грузия вступила в СНГ. Мы даже дружили с Путиным. Я его знал еще с Петербурга, где я читал лекции, когда был губернатором Собчак. Собчак Путину поручил организовать лекции. Путин очень интересный человек, я бы сказал талантливый.
...
Би-би-си: В одном из недавних интервью грузинским СМИ вы заявили, что вашей ошибкой был приход к власти Михаила Саакашвили. Но вы его часто называли талантливым политиком. Так это было ошибкой - допустить к власти талантливого политика?
Э.Ш.: Я считал его талантливым молодым человеком. Но Жвания (Зураб Жвания, один из лидеров "революции роз" 2003 г. в Грузии) был более гибкий.