aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Высшие школы - изобретение греческой мысли.

Первая научная школа – это мистическо-научный орден пифагорейцев, об организации которого мы знаем мало. Возник он в греческой колонии Кротоне, вероятно, в последней четверти VI века до НЭ, и дал много  последователей. 
Интересно, что там орден постиг погром. Вспоминая о масонофобии и масонах, также основавших свое отличие на эзотерическом знании посвященных, можно сказать, что погром -  первый образец отрицательного отношения к тайному знанию и образованию для избранных. 
Сократ имел учеников, но не школу. Зато но создал целое течение сократиков.
Вторая школа –  вероятно, школа киников, основанная в начале IV вв. Антисфеном. Опыт образования наперекор требованиям общества.
Другие ученики Сократа создали еще несколько школ. Мегарская школа - основана  Евклидом из Мегары в начале IV века до НЭ и просуществовала 100 лет, до  начала III в до НЭ. Киренская - создана Аристиппом из Кирены тогда же, просуществовала на четверть столетия дольше, Элидская (эритрейская) - Федоном из Элиды.
Наиболее удачна и вспоминаема  школа Платона:
Академия – создана Платоном ок.  385 г до НЭ. 

Академия Платона на римской мозаике. 
У. Гатри:
«Академия Платона не соответствует ни одной из современных организаций и, конечно же, отличается от современного университета или института. Ближайшей параллелью могут, вероятно, считаться наши древние университеты, точнее, их колледжи, для которых характерны многие особенности, унаследованные от Средних веков, такие, как их религиозная принадлежность и идеал совместной жизни и в особенности общего застолья… Это образование получило название по месту своего расположения примерно на расстоянии одной мили от стен Афин, на земле, посвященной некоему герою Академу или Гекадему, где были парк с деревьями, сады, гимнасий и другие строения. Место считалось святым, поэтому здесь отправлялись и другие культы, включая культ Афины».
Джон Диллон (НАСЛЕДНИКИ ПЛАТОНА Исследование истории  Древней Академии (347–274 B.C.) СПб., Издательство СПБГУ, 2005
«Его учениками были: Спевсипп Афинский, Ксенократ Халкедонский, Аристотель Стагирит, Филипп Опунтский, Гестией Перинфский, Амикл Гераклейский, Эраст и Кориск Скепсийские, Тимолай Кизикийский, Евеон Лампсакский, Пифон и Гераклид Эносские, Деметрий Амфипольский, Гераклид Понтийский и многие другие, в том числе две женщины, Ласфения из Мантинеи и Аксиофея из Флиунта, которые, по словам Дикеарха, даже одевались в мужские одежды». Этот список, хотя и содержит ужасное «и многие другие», в сумме, вместе с двумя дамами, сводится к шестнадцати ученикам. Однако к нему можно добавить еще нескольких человек. Список в Истории Академии Филодема дополнительно содержит следующие имена: Менедем из Пирры, Хэрон из Реллены, Гермодор из Сиракуз, Каллиген и Хион. Сообщается, что Менедем из Эретрии был членом Академии в течение некоторого срока: он посетил Академию по дороге в Мегары и был так пленен Платоном, что отстал от войска (DLII 125), однако хронологически это едва ли возможно, так как он родился в 345 г.
 
Образование в Академии включало математику, логику, диалектику и то, что сегодня называется социальными науками. Многие из учеников Платона занимались политикой и создавали законы. Плутарх: «Платон отправил одного своего ученика, Аристонима, в Аркадию для реформирования государственного устройства, другого, Формия, к элейцам, а третьего, Менедема, к пирреанам. Евдокс написал законы книдианам, Аристотель — для жителей Стагиры».
 
Школы, имевшие в виду образец Академии
Лицей (ликей) Аристотеля, созданный в 334 г.до НЖ на пожертвования ученика философа Александра Македонского, был создан вблизи храма Аполлона Ликейского в Афинах. Школа его получила название перипатетической,  потому, что Аристотель имел привычку во время преподавания ходить взад и вперёд (греч. περιπατεϊν).  Утро А. посвящал строго-научным занятиям в тесном кружке ближайших учеников (эзотерические лекции), а после обеда читал общедоступные лекции для всех, кто желал его слушать (экзотерические лекции). В 322 г. философ вынужден был переселиться в Халкис на Эвбее с учениками и школой. Главные интересы Аристотеля – логика, физика, (в том числе метеорология), метафизика, наука о животных, риторика, поэтика,  политика и наука о государства. Науку о растениях развивал ученик Аристотеля Теофраст.

Спор Платона и Аристотеля.
Сады Эпикура
Основаны в 306 год до НЭ. Главные интересы Эпикура – теория познания, физика и этика.
 
Таким образом, все эти школы появились в течение довольно короткого времени – около 100 лет.
Удивительно, однако, вот что: Древний Рим, разгромивший Грецию, создал аналог  греческих высших школ – Атеней (от Афин) лишь 500  лет спустя  - в 135 году. Удивительно бесплодной в сравнении с греческой цивилизацией была цивилизация Рима. Практические знания, вот что там процветало: юридические науки, риторика, политология.
 
Между прочим, можно взглянуть, как развивались высшие школы в средневековой Европе, спустя еще 1000 лет:



Тут есть своя интересная черта: цикличность и различие циклов для севера и юга Европы (вероятно, ввиду  контраста действия климата и соответствующих состояний экономик севера и юга). Новое  здесь  в том, что так называемая 100-летняя тенденция Броделя (она же, кажется, 90-100 летние циклы изменений климата) проявляется и для культуры.

Для Древней Греции  мой вывод из наличия циклов в развитии высших школ таков: переживи Греция очередной кризис  (III вв) и не проиграй она Риму, ее мог бы ожидать новый подъем образования. Кстати, научные школы на периферии греческого мира все же появились - в очерке о греческом астрономическом компьютере я писал об астрономической школе на острове Родос  http://aldanov.livejournal.com/1599.html#cutid1 и вышедшем из этой школы Архимеде.

Tags: Великая Древняя Греция, Историометрия, История Европы, Экономика и история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments