aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Category:

Русский медведь, "прохвессор" из Иванова и польская "политыка"


Рисунок  -W. Heath,  1831 г. Польское ноябрьское восстание и медведи-казаки 

Варвары и христиане.

В западной прессе нечто вроде антирусской компании наметилось - в качестве логистической поддержки "норковой революции". Без поляков такое дело обойтись никак не может, в борьбе за дестабилизацию России они непременно будут во вторых рядах, сразу за американцами.
Порадовали поляки, в частностью, статьей 

Анджея де Лазари (Andrzej de Lazari) и примкнувшего к нему Олега Рябова "Медведь в России – вечно живой символ"

Олег Рябов - это профессор из Ивановского университета, которого за каким-то чертом занесло в польскую компанию. Славы захотелось?)

Почитаем, однако, авторов:

"В христианской традиции медведь изображался, как правило, негативно: он олицетворял порок и распутство, а некогда даже дьявольские, нечистые силы. В российских пословицах и сказках он часто представал как злобный и жадный глупец. Наш герой малосимпатичен также в русской классической литературе, и до настоящего времени не было никаких исторических оснований возводить его в ранг символа, с которым россияне ассоциировали бы себя и свою страну".

Ну, скажем так, это никакое не правило.  Медведь - это центральная часть гербов Берлина и Берна, городов, которые даже в названии несут слово бер - медведь (хотя, возможно, для Берлина с его славянским происхождением это не так). В любом случае,  медведь был объектом поклонения у древних германцев и славян. Оттого и нет к нему того отталкивания, какое видится Лазари и Рябову. Другое дело, что бурого медведя в Западной Европе давно повывели. И потому он противостоит европейскому настоящему, как  прошлое Европы, с которым они хотели бы иметь контакты сугубо благородные, а потому выборочные.
 

 Медведи  на гербах европейских городов – тут Берн, Берлин, Мадрид, Портейн и Дильсдорф (Швейцария), Сарпсборг (Норвегия), Фрейзинг (Германия), ну и наш Ярославль, конечно же.


Насчет русской классической литературы - ну, при чем тут она? Разве что Салтыков-Щедрин вспоминается, "Медведь на воеводстве".   И в русских сказках Миша самый разный - не зря же у медведя так много имен в русском языке: «Михайло Иваныч», «Топтыгин», «Потапыч», «Миша», «он», «сам», «хозяин», «старик», «овсяник», «мохнатый», «космач», «лапистый зверь», «косолапый».  

Но идем дальше:
"...Тем более что на Западе медведю издавна приписывалось российское варварство, агрессия, непредсказуемость. «Russia si mutes apices ex ordine primos, Non inconveniens Ursia nomen erit», - писал в конце XVI века Себастиан Кленович (Sebastian Klonovic) в своей поэме «Роксолания», а европейская карикатура XIX века кишела агрессивными мишками. Вплоть до наших дней изменений было мало. «Брутальный грязный российский медведь. Русская культура может изнасиловать европейскую цивилизацию» - так были озаглавлены выводы при изучении более 500 текстов из британской прессы за 1998-2006 год (The Independent, The Times, The Telegraph, The Observer, The Guardian) с точки зрения русофобии. Итог таков: для британцев Россия – это варварская страна, склонная к проявлению насилия, а россиянин – брутальный медведь, от которого не стоит ожидать ничего хорошего".

А, вот и слово нашлось, варварство.
То есть, логика авторов такая: что европейцу в русских "не ндравится", то и русскому не должно бы нравиться. Но, словами народа, что русскому здорово, то немцу смерть. Или, то же самое, по Вяземскому:
 
Не напрасно дедов слово
Затвердил народный ум:
«Что для русского здорово,
То для немца карачун!»

("Масляница на чужой стороне").

Пугали медведем - получите медведя.

Медведь и охота на него.

Далее Лазари и Рябов разбирают захват символа "Единством" (якобы, символ был предложен самим Борисом Бер(о!)езовским - и единой Россией). Они утверждают:
"Была продумана также своеобразная цепочка взаимосвязей между медведем, «русскостью», властью и «Единой Россией». Медведь–хозяин леса (а сейчас – хозяин страны) стал воплощать сущность «русскости», и мы можем наблюдать явление, у которого есть все шансы войти в вузовские учебники в качестве примера «изобретения традиции».

Он вырос до аутентичного символа народа: олицетворяя огромные размеры страны, ее силу и мощь, приводящую в трепет соседей, он одновременно добродушен, что помогает создавать положительный образ международных отношений. Медведь по природе не хищник, поэтому всевозможные силовые акции можно оправдать выражениями вроде «разбудили мишку» или «не нужно дразнить медведя
».

Думается, что пан профессор Рябов тут немножко заврался: традицию трудно изобрести. Потому его соавтору Лазари  понадобилась и болтовня насчет противопоставления христианства и медведя.
Медведя приручал святой Галл, проповедовавший веру в Швейцарии и Германии.  По преданию, когда св. Галл начал строить молельню, ночью к нему пришёл медведь. Галл приказал ему достать дерево для огня и строительства кельи. За эту службу медведь все оставшиеся дни получал хлеб. Другие предания упоминают, что Галл вынул из медвежьей ноги колючку, после чего медведь стал слушаться его.

Святой Галл с медведем - герб Оберхармерсбаха, Германия

В русской традиции довольно похожие предания:  Сергий Радонежский якобы привечал дикого медведя, исцелил и приручил его. Причем, тут история выглядит более человечно, чем у св. Галла, является ее развитием на русской почве: 
"Преподобный благодарил Бога, что послал ему лютого зверя на утешение». Преподобный полюбил своего лесного друга и стал делить с ним последний кусок, а иногда и весь свой обед отдавал зверю, как неразумеющему поста. Дикий зверь слушался Преподобного и был кроток с ним, точно овца. Святитель Платон Пишет: «Думаю, что дикие звери ныне стали свирепы от жестокости наших нравов; а любовь и добродетель могут эту свирепость преложить в кротость и покорность». Ведь все твари живые видели в Адаме образ Божий и склоняли перед ним головы. Но согрешил человек, и помрачился в нем образ Божий, и перестали неразумные твари узнавать его и повиноваться.



Рерих Н  "Сергий-Строитель", 
Холст, темпера

 1924,
 76,2x117,2 см 
Музей имени Н.К. Рериха, Москва 

Та же история рассказывалась о Павле Обнорском, ученике и последователе Сергия: 
«…Стаи птиц вились около Павла, иные из них сидели на голове и на плечах его, и он кормил их из рук; тут же стоял медведь, ожидая себе пищи от пустынника; лисицы и зайцы бегали кругом, ожидая того же… Вот жизнь невинного первого человека!»

Павел Обнорский и звери.

И о Серафиме Саровском рассказывали то же.
Отсюда сюжет "Пустынник и медведь" у Нестерова

П. Нестеров "Пустынник и медведь", 1925

Но, впрочем, установление истины тут, в данной статье, целью не является. Авторы оказывают своей статьей поддержку той стороне, которой они симпатизируют - или должны симпатизировать? 

Плакаты для Навального

Вот о чем речь:
"Адвокат и известный блоггер Алексей Навальный, борющийся с коррупцией и создающий этим немало проблем властям, устроил недавно конкурс плакатов под лозунгом «Единая Россия – партия жуликов и воров». Среди боле 300 пришедших на конкурс работ преобладают изображения с образом медведя.  
Одним из способов дискредитации власти при помощи символа стала также демонстрация имитационной, фальшивой, неаутентичной сущности медведя единороссов. «Они не медведи, а козлы!» - кричит один из плакатов. На другом - место медведя занимает переодетая крыса, а еще на одном - крыса появляется на логотипе вместо медведя: «Крысы должны уйти». 

Короче говоря, дело не в истине, а в дискретациях символов.
Немного странно тут вот что: ну, ладно, полякам дали упрощенную картинку. Им, в конце концов, до русских тонкостей дела нет. И с польской политыкой такое совпадает Но как это Рябов, который написал статью о русском медведе, как символе, (Охота на медведя: о роли символов в политической борьбе  ) - он то как согласился, что соавтор, который почти ничего от себя не дал, некоторые его рассуждения упростит, передернет  или просто не заметит? 


Tags: Русская история, Символика, Современная история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments