aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Допинг для головы.

Студенты, ученые, шахматисты, менеджеры, водители дальнобойщики - и, вероятно, даже скромного уровня   писатели типа Быкова или журналисты типа Латыниной - нуждаются в стимуляторах умственной деятельности. 
И мы дожили до того, что стимуляторы уже вовсю используются.

Ярослав Петр в "Лидовых новинах" описывает день очень плодовитого венгерского математика Пауля Эрдоша:
Начало работы - чашка крепкого кофе, через час-два - таблетка чистого кофеина, еще через час-два - психостимулятор типа риталина (метилфенидата) или аддерала (смесь солей амфетамина). Поспав после такой работы час, можно повторить цикл. В знаменитом Кембридже этими стимуляторами пользуются не менее 10% студентов, в США по результатам выборочного тестирования в университетах - не менее 7% .

Но, вообще-то, вещества эти небезопасны. О риталине пишут "Риталин очень пагубно влияет на здоровье детей, об этом свидетельствуют многочисленные факты во всех странах, где риталин официально был разрешен. Например, дети в США, принимающие риталин, на 25% чаще попадают в учреждения для душевнобольных или тюрьмы, и на 15% чаще совершают самоубийства. Причем таким препаратом как риталин злоупотребляют больше, чем кокаином,ritalinгероином и метамфетаминами вместе взятыми. Также риталин способен вызывать галлюцинации, инсульт, инфаркт. Риталин  увеличивает риск раковых заболеваний, пагубно воздействует на печень, почки, способствует инфекционным заболеваниям. Риталин вызывает отсутсвие аппетита, нездоровое состояние бодрствования, риталин увеличивает зацикленность на каких-либо предметах, вызывает чувство эйфории, психоз, повышенную раздражительность".

Израильская мамаша, ребенку которой прописали риталин, описывает эффект риталина: "Результаты были просто волшебные - багрут (экзамент на аттестат зрелости) ребенок сдал на 100 балов, тогда как обычные оченки по мивханам (тестам) были в районе 40. Мы уже было обрадовались. Но, как оказалось, рано. В этом учебном году риталин почему-то перестал помогать. Мы уже перепробовали все разновидности риталина - и простой, и RA, и LA, и концерт. Везде, по утверждению ребенка, результат есть только первые полчаса, потом одни побочные эффекты. Причем побочные эфекты жуткие - это такая депрессия, что ребенок просто лежит на диване и рыдает, пока действие таблетки не заканчивается. Врач уже попробовала от риталина отойти, выписала антидепресанты (Edronaх). После первой же таблетки ребенок отказался их пить, сказав, что это было слишком ужасно, все чувства отключились и он впал в полное отчаяние...Что происходит с ребенком она тоже объяснить не может. И вообще, уже видно, что мы ее конкретно раздражаем. ". 

Насчет аддерала, которым тоже потчуют себя студенты, скажем, что "в России оборот амфетамина и некоторых его прекурсоров запрещён. Несмотря на это, он часто применяется как стимулирующее средство для улучшения концентрации внимания и повышения работоспособности (например, студентами или школьниками), а также как популярный клубный наркотик. Его используют отдельно или в дополнение к «экстази».
При повторных приемах амфетамина быстро возникает психическая зависимость. Первым ее проявлением бывает неодолимое желание повторить принятие амфетамина или снова его принять в постинтоксикационном периоде. Этим стремятся избежать возникающие угнетенное настроение, соматический дискомфорт. При регулярном употреблении амфетамина стимулирующее действие препарата исчезает и для получения приятных ощущений наркоман вынужден увеличивать его дозу. Толерантность увеличивается после первых недель систематического приема". 


Есть еще целый класс веществ, которые повышают эффективность работы головного мозга - ноотропы или нейрометаболические стимуляторы. Те как бы более естественны - они являются частью нормального метаболизма головного мозга.

В основе терапевтического действия ноотропных препаратов лежит несколько механизмов:

  • улучшение энергетического состояния нейронов (усиление синтеза АТФ, антигипоксический и антиоксидантный эффекты);
  • активация пластических процессов в ЦНС за счет усиления синтеза РНК и белков;
  • усиление процессов синаптической передачи в ЦНС;
  • улучшение утилизации глюкозы;
  • мембраностабилизирующее действие.

Короче говоря, вот и еще потенциальные костылики для недовольных своей эффективностью.  Многие ситуации в жизни подобны шахматам - нужна скорость мышления, концентрация, и, по возможности, безошибочность. Потому соблазн ментального допинга достаточно велик.
Tags: Общество, Технологическая цивилизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments