aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Вещички 5. Волынки.

Волынка - древний инструмент, первый в ряду аэрофонов.
Но по особенностям своей конструкции (резервуар воздуха представляет собой кожаный мешок или бычий мочевой пузырь) он во времени сохраняется плохо. Потому о раннем периоде бытования этого инструмента можно судить только по древним изображениям.
Самое старое  якобы  (около 1300 гг. до н.э.) найдено в развалинах дворца Эйюк. Утверждал так профессор Джон Гарстанг, раскопавший хеттский город Sakje-Geuzi в 1908 году. Несмотря на то, что это изображение волынки считается первым, и утверждение Гарстанга попало даже в Оксфордский словарь по музыке или книгу по истории волынки Francis M. CollinsonThe Bagpipe: The History of a Musical Instrument, найти соответсвующее фото мне так и не удалось.
UPD ammuna послал мне ссылку на соответствующее фото из книги

John Garstang.The land of the Hittites 1910 Contable, London


За что я, конечно же, очень благодарен.
музыканты
Эйюк,
Волынщик справа, он дует в волынку из цельной шкуры ягненка.  Такого типа волынки из цельных шкур были распространены в древности - волынка типа "коза" - ихз цельной шкуры козы (отсюда, к примеру, польские волынки коза и козел).

Как и фото двух терракотовых статуэток волынщиков из персидских Суз, отнесенных к 800 гг. до н.э. и приведенных   в книге M. J. de Morgan Délégation en Perse (1900).
persbagpipe_26939_md
А вот Некая срисовка персидских волынщиков - "Ancient Persian Bag-pipes" — Encyclopediia Britannica, 1910 http://etc.usf.edu/clipart/galleries/290-miscellaneous-ancient-musical-instruments
Но когда и где оно появилось - неясно.


img122

Перелопатив массу фото с хеттскими древностями я нашел интересное изображение.Некий волынщик, укажется, присутствует на этом фрагменте барельефе - хеттский город Carchemish в совр. Сирии
И обстановка для музыки подходящая, некое празднество, стол с угощением.

Любопытное изображение некоего "боевого пловца", дышащего из меха было обнаружено в ассирийском Нимруде и отнесено к 800 гг. до н.э.


assyrianbagpipe400x600

Волынку упоминает Аристофан в двух  своих комедиях: в  «Лисистрате» говорится о том, что для спартанского танца необходим мешок. В «Ахарнянах», когда говорится о воспевающих Феба, отмечается, что они дуют в задницу собаки через костяную трубку..
 Диа Златоуст в 1 в. говорит о Нероне, который играет на tibia  руками, как будто губами и рассуждает, что она избавляет флейтистов от их проклятия - красных щек и выпученных глаз.
Светоний во 2 веке говорит о Нероне, как талантливом игроке на tibia utricularius - волынке.

 Поскольку именно римляне занесли волынку в Англию и Шотландию, то ее присутствие там длится уже почти 2 тысячелетия, и англичане рады любым доказательствам древности волынки: например, этот барельеф из Линкольншира
вызывает у них восторг - древность!
Moorby_bagpiper
Moorby church - 15 век
На удивление волынщик - почти как его предшественник из Каркемиша.

История волынки страшно популярна - множество сайтов посвящено им на английском, французском и немецком языках.
Правда, народ копается в собственных источниках.

Ну и в пределах России есть, наконец, чуваши с их древними вариантами волынок, названия которых имеют персидскую этимологию.


сарнай
Н. Федоров, уроженец деревни Новое Буяново Янтиковского района Чувашии, с сарнаем. 1929 год. Из газеты «Советская Чувашия» СĂРНАЙ [сърнай] (от перс. сур – пир, свадьба, най – флейта) – старинный чувашский духовой язычковый музыкальный инструмент народный, одна из двух разновидностей (наряду с шă­пăр) волынки. В сер. 19 в., по данным С.М. Михайлова, С. сохранился только у низовых чувашей. С. изготавливается из козьей, свиной, телячьей или жеребячьей кожи, в длину достигает 180 см. Имеет отверстия, в к-рые вставляются деревян. трубки: боковая – для вдувания воздуха, 2 бурдонные, мелодическая с 6 игровыми от­верстиями сверху и седьмым – для подстройки – на противополож. стороне. Бурдонные и мелодическая трубки имеют пищики из тростника или гусиного пера. Инструмент трёхголосный.

3733
«ПУЗЫРИСТ» – М.С.Спиридонов, 1927 (холст, масло. 100Ѕ70. Чуваш. государствен. художествен. музей). Протагонист картины играет на шапаре. ШĂПĂР [шъбър], шăппăр (от перс. шейпур – музыкальная труба, рожок, флейта) – духовой язычковый музыкальный инструмент народныйчувашский, волынка-пузырь. Широко использовался в культовой и обрядовой практике как сольно, так и в ансамблях с др. инструментами. Представляет собой резервуар из бычьего или свиного мочевого пузыря, имеющий трубку для вдувания воздуха и 2 соединённые общим раструбом металлич. (обычно оловянные) мелодические трубки длиной 160–230 мм с 2–3 (левая трубка), 3–4 (правая) игровыми отверстиями.

Увы, эти древние волынки, почти вымерли на наших глазах.

Ну а мне хотелось бы обобщить эти истории древних музыкальных инструментов в связи с поиском древних технологических центров.
Tags: Великая Древняя Греция, История Ближнего Востока, Чуваши
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments