aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Египетская штуковина - 2. Часть 2.

Общение с богами.

Если столики с надписями появились во время 4-ой династии, то, наверное, все же заметно  раньше было осознано, что и на том свете будет необходимо, как и в этой жизни, приносить жертвы богам.  А они, встречно, отдарятся тем же, но в большем количестве, пропорционально своим силам. Не зря на погребальных стеллах обозначалось, что полагается усопшему.

helwan-l

Жрец Нефер-Сет за столиком, над которым изображения его «рациона». Поздняя 2 династия (2730—2590)

«Stela found in tomb 247 H.6 showing a figure dressed in a long robe tied at the shoulder, seated at a table surrounded by funerary offerings" A "late Second Dynasty inscribed stone slab from Helwan[which] belonged to a royal priest called Nefer-Set, 'Seth is beautiful', Saad 1957: 51-3, pl. XXX [no. 25]). This is further evidence for the popularity of Seth..." Early Dynastic Egypt, by Toby A. H. Wilkinson, page 295

6973323590_b87c472cb7_b

Резная цветная стелла на известняке: сын фараона Хеопса Вепемнофрет, Гиза, кладбище 1200, могила 1201, 4 династия, правление Хеопса Collected by George Reisner, 1905. 6-19825

Кэтлин Келлер (Cathleen Keller) профессор египтологии в Университет Беркли, Калифорния), ныне уже покойная, писала об этой стелле: "Этот резной каменный барельеф изображает царского сына Вепемнофрета за жетвенным столиком. Его элитарный статус  демонстрируется его видом, связанным с занимаемой должностью – парик с оборками, «благородная» бородка и леопардовая шкура - и стулом, изготовленным из дорогостоящей древесины. Текст на стеле содержит его многочисленные титулы, перечень вещей, необходимых для его существования загробной жизни (в том числе ладан, краска для глаз, масло, вино и прочие пищевые продукты), а также список белья, которое могжет быть включено в его захоронение. Плиты стелы ... выделяются как одни из крупнейших и наиболее хорошо сохранившихся, самых сложных, и из самых ранних образцов подобного рельефа".

hota101-Neferetiabet

Дочь Хеопса принцесса Нефертиабет также сидит за жертвенным столиком. Как и в предыдущем случае, она несет признаки очень высокого подложения и выбор ее предметов велик

Получается, когда информация с фрески была перенесена прямо на столик, им стало можно подавать  сигналы о необходимом обеспечении. То есть жертвами – знаками сигнализировать о своих нуждах.  Складывать формулы просьб. Появился особый язык.  Помечая части  таблички, наполняя маслом, вином, пивом углубления, мы обеспечиваем покойного дарами богов

Теперь о первых столиках с намечнной структурой и надписями.

Snefru

Жертвенный столик, на котором нанесены картуш фараона Снефру из 4-ой династии (время правления 2543–2510 гг. до н.э.), но также – и картуш фараона Джедкара Исеси из 5-ой династии (2365–2322). Это, вероятно, озхначает, что в 5 династии скопировали вещь из 4-ой, упомянув автора, сохранив за ним авторские права. Национальный музей, Каир.

Сам столик уже похож на образчик из Лейденского музея, хотя и проще его. Следовательно, является более ранней «версией коммуникатора»

Иная структура жертвенного столика была в 6-ой династии

13_hidden_treasures

Offering table of Qua. From his tomb at Saqqara. 6th Dynasty 2305—2150  Национальный музей, Каир.

Наконец, совсем простой вариант «коммуникатора» - плитка фараона Тети (2305–2279).

11_hidden_treasures

Offering tablet of Teti Ankh Kem. 6th Dynasty from the cemetary of King Teti at Saqqara. Национальный музей, Каир

О языке дарения.

Он состоял из определенных формализованных частей.

1  Дар от имени фараона (обязатального пердставителя всех
перед богами)
2.
Следующий фрагмент подтверждает имя бога, который получит подарок. Самые ранние образцы (от четвертой династии) несли имя Анубиса, но потом  Осирис  стал популярным получателем даров. Во времена Нового царства упоминались и другие  боги, такие, как Амон   Имя Бог часто сопровождается одним из его (или ее) эпитетов
3.
Следующая фраза   "Ди-F PRT-HRW". "Ди-Ф" является будущей формой глагола "давать" и переводится как "так, что он даст», а «PRT-HRW" переводится буквально как "голос предложения". Знак для  предложения включает символы  хлеба и пива, даже если их нет  среди предложений, и весь символ отражает любое ритуальное подношение.

4. Формула позволяет умершему получить доступ к дальнейшим объектам

предлжения

5. И, наконец, завершающая фраза указывает на умершего, который будет получать дары.

Пример

дарение

Htp di nsw (n) Asir nb Ddw nTr 'A nb AbDw di=f prt-hrw t Hnqt kA Apd shs mnht ht nb(t) nfr(t) w´b(t) ´nht nTr im n kA imAh(y) ky

Дар, который царь предлагает Осирису, владыке Джеду, великому Богу, Повелителю Абидоса, так что он может получить дар – хлеб, пиво, быка, домашнюю птицу, алебастр, лен, все хорошее и чистое, в котором бог живет после Ка для почитаемого некого Ke.


Далее столики развивались (хотя, кажется, они уже никогда не были такими сложными, как во времена Древнего царства.
Мне нравится наивный сюжет жертвенного столика 1-2 вв., принадлежащего нубийцам, воспринявшим идею от египтян вместе с объяснениями. За одним столиком оказались умерший и бог Анубис.

440428197_afb55e7e98_z

Tags: Египет, Технологическая цивилизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments