aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Времена фараона Хеопса и технологический бум вокруг великих пирамид. Часть 2.

4378425989_0d31aafe28_b
Егпипетское перерождение. От


Продолжим обзор инноваций периода первых поколений 4-ой династии.

9. Искусство скульптуры. Довольно очевидно, что в скульптуре произошел переворот.
Вот примеры скульптуры 3 династии:

449px-Djoser_statuehuni
Скульптура фараона Джосера, из Саккары, Каирский музей    И - скульптурный портрет фараона Хуни, красный гранит, Бруклинский музей.


Вот скульптурные портреты основателя  4-ой династии Снеферу и самого Хеопса

Snofru_Eg_Mus_Kairo_2002 450px-Khufu2
Cнеферу (Снофру) (правил 2543–2510 гг. до н.э) Egyptian Museum, Cairo. Main floor - Room 32. Limestone. и увеличенное изображение фараона Хуфу (Хеопса) (2509–2483 гг. до н.э.) - статуэтка из слоновой кости, найденная в Абидосе, Египетский Музей, Каир
Грубый, лишенный вского изящества стиль.

И вот вдруг что родилось:



0293
Или - ккомбинации фото двух скульптур, тех, что на самом верху поста: Новый уровень официальной скульптуры, переход к которому совершился  начиная с 3 правителя IV династии, могут иллюстрировать   - Голова сфинкса фараона Джедефра (правил 2482–2475 B.C. ) из Абу Роаша. Кварцит. Париж, Лувр. IV династия, а также - статуи фараона Хефрена (Джедефры) (Diorite. Height 168 cm.From the Valley Temple of Chefren, Giza. Made during the reign of Chefren (2472–2448 B.C.) Discovered in 1860 during the excavations of Mariette. Egyptian Museum, Cairo. и фараона Менкаура с женой (Pair statue of King Mycerinus (Menkaure) and his wife, Queen Khamerernebty II, From Giza, Mycerinus Valley Temple. Dynasty IV, reign of Mycerinus. 2447–2442 B.C. Greywacke, h.54 1/2 inch. Harvard University and Museum of Fine Arts, Boston Expedition. MFA, Boston).

А вот еще одно изображение фараона Менкаура - на этот раз с его богинями покровительницами:
2500-BC_Menkaure-Hathor+nome-goddess_PLZ-020
Фараон с богиней Хатор (коровьи рога, солнечнй диск), и местной богиней.

А это ведь уже совсем другое дело!

Можно также напомнить, что по довольно убедительным построениям Василя Добрева именно в правление Хефрена (Джедефры) был изваян Великий Сфинкс, имевший, по его мнению, черты лица фараона Хуфу.

23733

Скульптор, изобразивший Хеопса в виден сфинкса, видел, конечно, же, и самого великого фараона. Таким образом, переворот в скульптуре начал совершаться все же немного раньше, во времена Хеопса.

Об этом говорит также менее парадная скульптура, которая заметно улучшилась во времена самого Хеопса.


 С одной стороны, вот скульптурный  портрет брата Хеопса  Анкхафа

BustOfPrinceAnkhhaf-Front_MuseumOfFineArtsBoston

Museum of Fine Arts, Boston - Анкаф был визирем Хеопса. Это скорей бытовая скульптура

2600-BC_Rahotep+Nofret_PLZ-021
Замечательный пример скульптуры того же, практически, времени, это статуи брата Хеопса Рамхотепа и его жены Нофрет

Каирский музей.

Но, надо сказать, художественным мастерство такого уровня владели уже в 3 династии -
 вот деревянный барельеф Хеси-Ра

Wood-carving-of-Ra-hesy
Хеси- Ра был врач фараона Джосера (правил 2592–2566 BC).

Такое впечатление, что после хорошего уровня фресок, барельефов и первых не слишком удачных  попыток ( скульптуры фараона Хасехемуи, Джосера, Снеферу, Хеопса), художники почему-то именно во времена Хеопса и его ближайших потомков вдруг добились успехов в цветных барельефах и скульптуре, причем используя даже диорит, базальт и другие твердые породы камня. А это означало какой-то новый шаг в технологии обработки камня.

Кстати, уже в могилах более простой публики вокруг пирамиды Хеопса нашли много скульптурок сделанных для элиты и даже для  простых людей. И они тоже - высокого уровня.

hb_48.111
Скульптурка Меми и Сабу, 4-ая династия, Известняк, высота 62 см Музей Метрополитен, Нью.-Йорк Номер 48.111

Причем, дело изготовления такой пластики вскоре было поставлено на поток:
statuette2
 Кажется, эта скульптура относится еще ко временам 4 династии
Corbis-BE087399
Служанка, растирающая зерно, крашеный известняк, 5 династия
mid to late Fifth Dynasty, Museum of Fine Arts, Boston G 2415

Кстати, это часто встречающийся сюжет:
Woman_grinding_grain

egyptian-grinding-grain-cro

Судя по всему женщина с выставленным задом и открывающейся грудью вызывала у египтян эротические фантазии. Как, впрочем, вызвала бы их и киноактриса, если б ее в фильме о Древнем царстве заставить растирать зерно или варить пиво, мешая зерно в чане..

statuette3
Служанка, делающая пиво. Крашеный известняк, 4 династия. Тоже популярная тема в скульптуре Древнего царства.

10. Глаза из хрусталя. Об этом я писал уже: для хороших, дорогих скульптур именно со времен 4-ой династии египтяне стали точить замечательные глаза. Я об этом уже писал, собственно, так что процитирую сам себя:
 

Принц Рамхотеп, четвертая династия. Обращают на себя внимание голубые глаза принца.Каирский музей, высота статуи

Жена принца Рахотепа Нофрет, кареглазая особа

Статуя проповедника Ка-апера, правление фараона Узеркафа, пятая династия, около 2435–2429 гг. до н.э,


Интересно, что быстро достигнув пика мастерства, мастерство обработки шариков из горного хрусталя было утрачено, потом возрождось, но уже не было таким замечательным. Горный хрусталь, кажется, импортировался. Но вот в статуэтке жреца Каэмкеда из 5 династии горный кварц был заменен обсидианом, вулканическим стеклом более темным. Хотя и обсидиан в Египте не встречается, как я знаю.

Немного о глазах - http://home.comcast.net/~hebsed/enoch.htm
Профессор Джей Энох, оптометирист, исследовал глаза и показал, что они весьма совершенны и, по его предположению, требовали обточки на станке.

Продолжение следует.
Tags: Египет, Технологическая циилизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments