aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Елена Образцова о современной опере.

— Многие ваши коллеги того же ранга и статуса исповедуют очень консервативные взгляды на жизнь и в особенности на искусство. Вы же, напротив, открыты всему новому — это связано с особенностями вашего характера, с эстетическими вкусами или с чем-то другим?
— Да я просто люблю жить! Практически всю блокаду до конца я пережила в Ленинграде. Мы уезжали по Дороге жизни чуть ли не с последним грузовиком, и мама рассказывала мне, как машина, шедшая впереди нашей, прямо на глазах ушла под лёд. После этого любое событие своей жизни, уже одно то, что я живу, я воспринимала как счастье, как Божий дар. С этим ощущением я живу постоянно. Я пою оперу, старые советские песни, джаз, играю в спектакле Виктюка, хочу делать проект на телевидении — мне это интересно.


http://www.chaskor.ru/article/elena_obraztsova_net_povoda_razduvat_skandal_298

— Конкурс, который носит ваше имя, помогает реализоваться молодым певцам. Как вам кажется, что сегодня может стать камнем преткновения на пути оперной молодежи?

— Если человек обладает даром свыше, если Боженька при рождении поцеловал его, то никаких препятствий нет. Конечно, важно, чтобы певец не только голосом обладал, но и умел учиться, интересовался историей, литературой, музыкой, живописью. Сейчас молодежь почти не читает. Я, например, когда на пятом курсе Консерватории пела Кармен, сомневалась: «Как же про любовь петь? Я же в этом ничего не понимаю», — и читала книги. По ним и взрослела, приобщаясь чувствам, которые есть у Мериме и других авторов.

То, что мое поколение пережило блокаду, выгодно отличает его от нынешней молодежи. Мы рано повзрослели, узнав, что такое жизнь и что такое жажда жизни. Поняли многие вещи, которых вы, молодые, не понимаете. Артистов моего возраста уже в начале пути отличал жизненный опыт, который делал их интересными для публики. В этом смысле вопрос «О чем я пою?» для каждого из нас был ясен: мы ощущали это «о чем», а сегодняшние исполнители редко ощущают. Часто на сцену выходят молодые певцы с очень хорошими данными — и полной пустотой внутри. Слушать неинтересно.

...

— Какие еще аспекты современной оперы вас беспокоят?

— Нынешняя режиссура, например, которая будто нарочно разрушает оперу. Это — как если взять старинный портрет, пририсовать усы, снять, простите, трусы — и сказать, что так писал Рафаэль.

— Каким вы видите хорошего оперного режиссера?

— Мне бы хотелось, чтобы спектакли ставили так, как это было 50 лет назад. Когда люди ломились в театры. Когда режиссер и артисты, репетируя спектакль, стремились понять эпоху, в которой происходит действие: как жили, в чем  ходили, о чем думали. Историческая основа очень важна, и артисты, готовясь к той или иной роли, изучали историю. А сейчас — как в кино: раздели — бабахнули — бросили — убили. Нельзя так, надоело.

Как-то я приехала в Германию, чтобы петь Кармен вместо одной артистки. Оказалось, что в этой трактовке Кармен — проститутка, а тут и Эскамильо вышел в красных порточках и с красными боксерскими перчатками. И я сказала: «Нет, спасибо». Разругалась с режиссером и несколько лет не пела в Германии, потому что он был сердит на меня. Но я считаю, что поступила правильно. Певцы должны с уважением относиться к себе и музыке и понимать, что многое в жизни зависит от их выбора. А они часто соглашаются петь в идиотских постановках. Вот и журналисты, пишущие об опере, должны иметь критерии оценки, а не восторгаться всем подряд.

— А как вы относитесь к журналистам в целом?

— Я люблю пишущих людей, понимаю, что от них многое зависит. Они могут помочь или помешать певцу. Я хочу, чтобы молодые журналисты осознавали, что надо не просто писать писульки, а прокладывать путь искусству. Учить людей понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Это главное в журналистике, я так думаю.

http://izvestia.ru/news/556053#ixzz2d6EdNE5j

Звезда — она всегда талантлива?

— Раньше мы делали карьеру своими силами. Звезд было очень немного. А сейчас собаке негде пописать: на каждом углу — «звезды», и все — «великие». Но я считаю, что это «дутые» фигуры, сделанные при помощи СМИ. У Баскова такой пиар, а стал он лучше петь?! У него есть данные, чтобы СТАТЬ хорошим певцом. Но он же не занимается! Когда Басков берет уроки у Кабалье, к концу занятий он начинает петь более-менее прилично. Так рассказывала мне Монтсеррат — мы с ней давние подруги. Но потом он опять начинает свою «звездную деятельность», и все — коту под хвост! У Коли все как-то несерьезно. Мне его жалко, из него мог бы получиться хороший тенор. Но не более того. Великий певец — это Карузо. А из моего поколения — только Паваротти и Доминго.

МАРИЯ КАЛЛАС, из-за того что любимый ею Онассис женился на Жаклин Кеннеди, потеряла голос. А у вас нервное потрясение может сказаться на пении?

— Да, конечно. Я очень плохо пела, когда разводилась с моим первым мужем. Он замечательный человек, умница. Несмотря на то что я уже любила Альгиса (Альгис Жюрайтис — известный дирижер, второй супруг Е.В. Образцовой. — Ред.), для меня было большой трагедией уйти из семьи. Конечно, был ужасающий момент, когда умер Альгис… Я уже думала, что мне не выкарабкаться. Была сильная депрессия. Я не лежала лицом к стене, а ездила, преподавала, давала концерты. Но это было насилие над собой. Я всегда говорила, что никогда не работала, потому что выход на сцену для меня — счастье, радость. А весь первый год без Альгиса была именно работа, насилие над собой.

После смерти мужа вы стали воспринимать жизнь иначе?

— Я думаю, что каждая трагедия углубляет человека. Горе приносит мудрость. Ценности становятся другими. Музыка совсем по-другому звучит… Теперь я пою совершенно иначе…

Вы, примадонна оперы…

— Это не ко мне. Мой папа сказал: «Никогда не будь примадонной, они все дуры». На протяжении многих лет, работая с примадоннами, я поняла, что он прав. Если человек состоялся как актер, личность, ему не надо из себя ничего изображать.
http://www.peoples.ru/art/theatre/opera/obraztsova/interview.html

Tags: Общество, Современный упадок
Subscribe

  • Быков и Галковский - два сапога пара.

    Спаривание двух писателей (в смыcле их объединения) напрашивается по ряду заметных признаков: 1. Вытаптывание - оба любят потоптаться на заметных…

  • Галковский, как игроман.

    Дима вконец охренел. Родил к 55 ребенка, планирует построить игровой центр в каких-то исландских подвалах , пишет, что укры, которые гибнут сейчас…

  • Русские и новиопы?

    В нашей современной общественной жизни довольно заметны русские националисты вроде Крылова, Холмогорова, а в последнее время еще и Просвирнина. Что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments