aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Старообрядцы и книжная культура

Интересное явление альтернативной культуры  - книги старообрядцев. Есть отличный источник в Интернете - http://heritage.eunnet.net/oldbelief/main/ch2/index.htm
С.А.Белобородов СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ РУКОПИСНАЯ КНИГА


Автор описывает этапы книжной и культурной деятельности старообрядцев:
"Анализ исторического развития старообрядческого движения позволяет выделить несколько этапов. При этом каждому из этих этапов соответствует определенный период литературного творчества старообрядцев, оставивший нам памятники письменности, обладающие характерными для своего времени чертами.

Особенностями первого периода (1653 - 1663) стало создание источниковой базы для старообрядческой пропаганды и публицистики. Собирая челобитные и "записки", анализируя "исправления", сделанные церковными реформаторами, старообрядцы накопили богатейший материал для последующего развития рукописной книги.

Второй период (1664 - 1682) характеризовался углублением конфликта между старо- и новообрядцами и вынесением внутрицерковной полемики на суд общественности. Именно в это время старообрядческая книга начала приобретать правовой статус и получила широкое распространение в народе. В этот период писатели-старообрядцы постепенно переходят от адресованных узкому кругу лиц "грамоток", писем и челобитных к литературно-публицистическим и богословско-учительным сочинениям.

Третий период развития старообрядческой письменности (1683-1725) был отмечен гибелью главных старообрядческих писателей первых лет раскола и появлением новой генерации старообрядцев. В этот период общественная активность староверов уходит в глубину народных масс, преимущественно крестьянских. В это же время начинается процесс становления и развития старообрядческих центров во всех регионах страны.

Литература четвертого периода (1725 - 1760) отражает процесс углубления разделения староверия на согласия, каждое из которых стремилось подчеркнуть свою истинную "древлеправославность". Особенностями периода стало развитие и фиксация в памятниках старообрядческой письменности разных эсхатологических теорий и оживленная полемика между собой представителей различных согласий.

Пятый период (1761 - 1821) проходил на фоне отношения правительства к расколу "в духе широкой терпимости и гуманности". В это же время произошло возрождение крайне радикального эсхатологического учения, пропагандистами которого стали бегуны (странники). Основу эсхатологических построений в сочинениях радикально настроенных староверов составило учение о Петре I -Антихристе. Именно эсхатологическая тематика господствует в это время в старообрядческой литературе.

Шестой период (1822 - 1860) характеризовался упадком книжной деятельности старообрядцев, что было связано с ужесточением отношения к расколу и попыткой старообрядцев адаптироваться к новым условиям. В это время идеологические центры поповщины и беспоповщины перемещаются в Москву.

Седьмой период (1861 - 1905) - время подъема старообрядческой литературы, выход на первый план сочинений полемического характера (споры между староверами и миссионерами). В эти годы широкое распространение получили произведения, размноженные на гектографе.

Восьмой период (1906 - 1918) - "золотой век" старообрядческого движения, который хотя и длился недолго, но оставил большое количество памятников книжности, созданных в разных регионах.

Девятый период (1919 - 1955) - тяжелейшее время тотального наступления государства на "духовное мракобесие" и, как следствие, почти полное прекращение книжной деятельности старообрядцев.

Десятый период (1956-до наших дней) - медленное восстановление разрушенных традиций, появление новой волны писателей-старообрядцев.

Tags: Русская история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments