aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Тема сала.

salo1

Сало хероям!

Интересно, все же, а как же связь сала с украинцами стала настолько прочной?
Давно. Говорят, когда опасались набегов крымских татар, научились ценить  свинью.  Свиньи - единственная скотина, которую оставляли татары.

А когда сало пошло-поехало в фольклор об украинцах?
Уж не Гоголь ли виноват, слишком наблюдательным оказался?

В это время кузнецу принесли башмаки.
— Боже ты мой, что за украшение! — вскрикнул он радостно, ухватив башмаки. — Ваше царское величество! Что ж, когда башмаки такие на ногах, и в них чаятельно, ваше благородие, ходите и на лед ковзаться, какие ж должны быть самые ножки? думаю, по малой мере из чистого сахара.
Государыня, которая точно имела самые стройные и прелестные ножки, не могла не улыбнуться, слыша такой комплимент из уст простодушного кузнеца, который в своем запорожском платье мог почесться красавцем, несмотря на смуглое лицо.
Обрадованный таким благосклонным вниманием, кузнец уже хотел было расспросить хорошенько царицу о всем: правда ли, что цари едят один только мед да сало, и тому подобное; но, почувствовав, что запорожцы толкают его под бока, решился замолчать

Подслушал Достоевский в Сибири украинцев-каторжников:

Такий дурный, як сало биз хлиба, и мудреный, как бублик,- ни конца, ни начала.

Лесков вспоминает годы жизни в Киеве "добибиковском":  уютном, провинциальном, с деревенскими и запорожскими нравами:

"Меня  в  литературе  считают  "орловцем",  но в Орле я только родился и провёл мои детские годы, а затем в 1849 году переехал в Киев.
     Киев  тогда сильно отличался от нынешнего, и разница эта заключалась не в одной внешности города, но и в нравах его обитателей. Внешность изменилась к  лучшему,  то  есть  город  наполнился  хорошими  зданиями и, так сказать, оевропеился,  но  мне лично жаль многого из старого, из того, что сглажено иуничтожено,  может  быть,  несколько  торопливою  и во всяком случае слишкомбесцеремонною рукою Бибикова. Мне жаль, например, лишённого жизни Печерска и облегавших   его  урочищ,  которые  были  застроены  как  попало,  но  очень живописно.   Из  них  некоторые  имели  также  замечательно  своеобразное  и характерное  население,  жившее  неодобрительною  и  даже  буйною  жизнью  в стародавнем  запорожском  духе. Таковы были, например, удалые Кресты и Ямки, где   "мешкали  бессоромние  дiвчата",  составлявшие  любопытное  соединение городской,   культурной   проституции   с   казаческим   простоплётством   и хлебосольством.  К  этим  дамам,  носившим  не  европейские,  а национальные малороссийские  уборы,  или  так  называемое  "простое  платье", добрые люди хаживали  в  гости с  своею  "горiлкою,  с ковбасами, с салом и рыбицею", и "крестовские  дiвчатки"  из  всей  этой  приносной провизии искусно готовили смачные   снеди   и   проводили  с  своими  посетителями  часы  удовольствия "по-фамильному".
     Были  из  них даже по-своему благочестивые: эти открывали свои радушные хаты для пиров только до "благодатной", то есть до второго утреннего звона в лавре.  А  как  только  раздавался  этот  звон,  казачка  крестилась, громко произносила: "радуйся, благодатная, господь с тобою" и сейчас же всех гостей выгоняла, а огни гасила.
     Это называлося "досидеть до благодатной".
     И гости - трезвые и пьяные - этому подчинялися.
     Теперь  этого  оригинального  типа непосредственной старожилой киевской культуры  с  запорожской  заправкой  уже нет и следа. Он исчез, как в Париже исчез  тип мюзаровской гризеты, с которою у киевских "крестовых дiвчат" было нечто сходственное в их простосердечии.
    ....
     Нравы,  собственно  говоря,  изменились  ещё более, чем здания, и тоже, может  быть, не во всех отношениях к лучшему. Перебирать и критиковать этого не  будем,  ибо "всякой вещи своё время под солнцем", но пожалеть о том, что было мило нам в нашей юности, надеюсь, простительно, и кто, подобно мне, уже пережил  лучшие  годы  жизни,  тот,  вероятно,  не  осудит меня за маленькое пристрастие к тому старенькому, серому Киеву, в котором было ещё очень много простоты, ныне совершенно исчезнувшей
".
Tags: Настроение, общество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments