aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Новое добро или новое зло?

Почему В. В. Иванов говорит об опасности познания человека, сравнимой  с угрозой термоядерной бомбы? Очень просто: знание может разделить человечество.
Скажем, если мы вдруг докажем, что расы и в самом деле отличаются IQ, то какие последствия из этого могут возникнуть?.
Опасна и иллюзия того, что мы можем управлять обществом через свойства человека, проводя предварительную селекцию особей или их улучшение методами направленного скрещивания. То есть осуждены и фактически запрещены идеи евгеники, хотя развивается предродовая диагностика и она влияет на саму постановку проблем что такое  хорошо и что такое плохо в медицине.

Научные институты почему-то страшно боятся ряда других тем, связанных с человеком.

Недавно в Чехии случилось событие, приобретающее несколько больше значение, чем локальная буря в стакане воды: Директор института социальной работы при Университете в Градце Кралове, член ученого совета при министре труда Мирослав Митлохнер (Mitlöhner) высказался в своей статье в журнале Časopise zdravotnického práva a bioetiky:

"Если очевидно, что мать родит ребенка-инвалида, закон должен бы потребовать, чтобы она шла на  аборт".

Национальный совет инвалидов возмутился и потребовал его отставки с занимаемых постов. В университете от него потребовали подать в оставку с поста директора института, что Митлохнер и сделал.

За и против.

Увольнение ученого за попытку дискуссии - сам по себе акт очень жесткий и его содержание состоит в том, что некоторые темы лучше запрещать, чем обсуждать. Ящик Пандоры - это как раз и есть темы познания человека и управления обществом через особь.

Может, Митлохнер и неправ, особенно, когда предлагает регулировать такие случаи с помощью государства.  Но спорящие с ним озаглавили свои возражения так:
Йиржи Стодола "Нацистическая агитка как научный текст".
Роман Балаж "Убивать новорожденных с тяжелой инвалидностью? Вы сильно прегибаете палку, доктор Митлохнер".

Однако, сильно перегибают палку и сторонники табу.


Старая тема.

Внимательный взгляд различит что такие темы поднимались и решались в человеческой истории неоднократно:

1. Спарта часто вспоминается, как отрицательный пример ранней селекции: новорожденных там обмывали вином по рождении и слабые после этого гибли. Есть и более жестокая версия:  детей с уродствами и слабых там, якобы, кидали в пропасть под горой Тайгет. Правда, об этом говорит лишь Плутарх, живший в 1 в. н.э. спустя многие годы после величия Спарты, и, считается, что он повторяет недостоверную байку.

2. Считается также, что и  Древний Рим весьма пренебрежительно  относился к ремесленникам и людям интеллектуальных занятий (врачам и учителям), предпочитая им вояк и атлетов. Однако, врачи, учителя из греков, уж не говоря об архитекторах и ремесленниках, там все же весьма ценились, и расцвет Рима без хитроумных греков не был бы возможен. Другое дело, что Рим, фактически, задавил начинавшую. было возникать науку, не умея предвидеть ее ценности.

3. Геродот, говоря о Египте, рассказывает, что воины там пользовались большими преимуществами и были местности, заселенные  наследственными воинами. О них он пишет: "Им также не дозволено заниматься никаким ремеслом, но только военным, которому сын учится от отца. Научились ли эллины от египтян также и этому, я не могу определенно решить. Я вижу только, что и у фракийцев, скифов, персов, лидийцев и почти всех других варварских народов меньше почитают ремесленников, чем остальных граждан. Люди же, не занимающиеся физическим трудом, считаются благородными, особенно же посвятившие себя военному делу. Так вот, этот обычай переняли все эллины, и, прежде всего, лакедемоняне. Менее же всего презирают ремесленников в Коринфе".
Правда, Геродот  рассказывает об интересном случае, происшедшем с фараоном Сетосом:  "После Анисиса царствовал жрец Гефеста по имени Сетос. Этот царь беэрассудно пренебрегал кастой египетских воинов, как будто вовсе не нуждаясь в них. Он даже обижал их и отнял у них земли, пожалованные прежними царями(каждому по 12 отборных участков). После этого пошел войной на Египет с сильным войском Санахариб, царь арабов и ассирийцев. И вот египетские воины отказались выступить в поход. А царь‑жрец, доведенный до отчаяния, вступил в святилище и стал с рыданьями горько жаловаться на свою тяжкую участь перед кумиром божества. Когда царь так рыдал, напал на него сон и во сне предстал ему бог и, ободряя его, сказал: “Пусть царь, ничего не боясь, идет на арабское войско; он, бог, сам пришлет ему помощь”. Ободренный этим сновидением, царь взял с собой египтян, готовых следовать за ним, и разбил стан в Пелусии (там ведь находятся “ворота” Египта). Впрочем, никто из воинов не пошел с царем, но только мелочные торговцы, ремесленники и разный сброд с рынка. Когда они прибыли в Пелусий, то ночью на вражеский стан напали стаи полевых мышей и изгрызли их колчаны, луки и рукоятки щитов, так что на следующий день врагам пришлось безоружными бежать и множество врагов пало. И поныне еще в храме Гефеста стоит каменная статуя этого царя. Он держит в руках мышь, и надпись на статуе гласит: “Взирай на меня и имей страх божий!”.
Случай весьма символичный - мышь, как символ науки, может, как мы видим,  оказаться сильней воина.

Непрекрасный новый мир.


Старая тема давно возродилась.Наше общество породило противопоставление "правильного пацана"  и "ботана". Правильный пацан груб, брутален, плюет на учебу, пьет и курит, интересуется телками, тачками и "бабками", которые готов зарабатыватьлюбыми способами.  Ботан - мягок, интеллигентен, учится, и кажется "правильному пацану" полным лохом, пока вдруг не начнет зарабатывать большие деньги и не нанимать правильных пацанов шестерками в свой бизнес. Да и карьера "правильного пацана" типа Саши Белого из "Бригады" начиналась, собственно, со службы в армии и желания поступить в Горный институт. И что же вышло? Много денег и много трупов.

Аналогично, в американском кино явный переизбыток людей, которые умеют драться руками, ногами, прыгать, бегать и стрелять, но очень слабо анализировать и ещ9е меньше - правильно строить  общественные отношения.

Противники отбора боятся, что сначала мы начнем отсеивать врожденные уродства и болезни, потом улучшать человеческую породу, внедрять генную инженерию   - и создадим новый вид человека. Но, если мы так поступим, то реализуем некие идеи, которые высказывал еще Платон и Аристотель, о чем я писал ранее (1 и 2) -

Платон" Хотя все члены государства братья (так скажем мы им, продолжая этот миф), но бог, вылепивший вас, в тех из вас, кто способен править, примешал при рождении золота, и поэтому они наиболее ценны, в помощников их — серебра, железа же и меди — в земледельцев и разных ремесленниковВы все родственны, по большей частью рождаете себе подобных, хотя все же бывает, что от золота родится серебряное потомство, а от серебра — золотое; то же и в остальных случаях. От правителей бог требует прежде всего и преимущественно, чтобы именно здесь они оказались доблестными стражами и ничто так усиленно не оберегали, как свое потомство, наблюдая, что за примесь имеется в душе их детей, и, если ребенок родится с примесью меди или железа, они никоим образом не должны иметь к нему жалости, но поступать так, как того заслуживают его природные задатки, то есть включать его в число ремесленников или земледельцев; если же родится кто-нибудь с примесью золота или серебра, это надо ценить и с почетом переводить его в стражи или в помощники. Ведь есть предсказание, что государство разрушится, когда его будет охранять железный страж или медный…»


"Аристотель был критик многих идей Платона, но вместе с тем он разделял и развивал идеи евгеники, хотя смысл и цель ее применения связывается с другими общественными проблемами – прежде всего, усиления и стабилизации общества. В его трудах ощущается, как остро вставала перед тогдашней Грецией проблема демографической перенаселенности. Часть мер, предлагаемых Аристотелем, направлена на ограничение рождаемости, на элиминацию родившихся уродов и умственно отсталых, на аборты, на запрет нежелательного потомства от преступников и душевнобольных. Правда, он не поддерживает идею особого военного сословия избранных.

 Поскольку западная цивилизация идет по пути Древней Греции, вот и гомомсексуализм стал признан и чуть ли не почетен, то на очереди реализация идей Платона и Аристотеля.

За табу тут не спрятаться. Возникает новый, пусть и не слишком радостный мир.
Tags: Великая Древняя Греция, Египет, Общество, Технологическая цивилизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments