aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Русопет и русопятый.

 Встретил у Макаревича ("Сам овца):

"Я садился в темноте на сундук и боялся щуку.Щука была нарисована в книжке «Русские народные сказки». Ее держал над прорубью русопятый Емеля, и была она жирная и зеленая, как гусеница. Глаз ее неприятно сверкал".

А я ведь в детстве этого слова - русопятый -  определенно  не знал, не слышал.
Но слово как будто старое, при  том звучащее небрежно, уничижительно по отношению русскому человеку (в данном случае - Емеле).

Заинтересовался - откуда ж такое словечко, кто придумал?

Посмотрел в Интернете:

В "Словаре редких и забытых слов" В.П. Сомова значится русопет: простой русский человек; русак; иногда - русопят.
Цитата из "Кори" А.И.Куприна (1904): Я, господа, свои мысли и мнения высказываю прямо, потому что я человек прямой, настоящий русопет и привык рубить сплеча. Да, я смело говорю всем в глаза: довольно нам стоять на задних лапах перед Европой. Пусть не мы ее, а она нас боится.

У Даля есть русапет: шуточн., кто особенно русит, хочет быть русаком.

Фасмер - русопёт "иногородний, не казак", презрит., курск., донск. (Миртов). От ру́сский, Русь. Вторая часть, возм., от пята́?

Однако, ближе всех попадает "
Словарь галлицизмов русского языка":


  • русопёт — а, м. russe + péter пердеть. Мак. 1908. 1. прост., презрит., устар.

    Русский с грубо выраженными шовинистическими взглядами, квасной патриот. Уш. 1939.

    Если так, это - галлицизм, то тогда и само слово-то старенькое, из конца 18-ого, начала 19 века, каким-то русским западником рожденное, неласковое слово. От нелюбви к славянофилам, что ли...

    Вот   Герцен в "Колоколе1 1857 года цитирует якобы ходивший по рукам стишок , сравнивавший историю шарманки с историей России



  • По дворам таскал старик

    Тридцать лет шарманку.

    Он вертеть ее привык:

    Вертит спозаранку,

    Вплоть до полночи глухой,

    На потеху людям;

    Той шарманки писк и вой

    Мы не позабудем.

    Что за музыка, ей-ей,

    Не поймешь, хоть тресни!

    И всего-то было в ней

    Три плохие песни:

    Бога славила одна,

    А царя другая,

    Третья – ужас как длинна –

    Честь родного края;

    Многих не было в ней нот,

    Так что слушать гадко,

    Все визжит, бренчит, скребет.

    Не выходит гладко, –

    И не то чтоб стар уж так

    Инструмент потешный:

    Сколотил его варяг.

    Северян, не здешний,

    Им вертеть потом пошла

    Русопетов стая.

    Что за музыка была.

    Бестолочь родная!

    Наконец им завладел

    Удалой татарин

    И шарманку завертел

    Молодцом, как барин.

    С нею пробовал потом

    И поляк возиться.

    Но ни силой, ни трудом

    Ладу не добиться.

    Все фальшивила она,

    Шла в разлад со светом –

    Инструмента ли вина?

    Мастера ли в этом?

    Леший сам не разберет!

    Вскоре отыскался

    Для шарманки доброхот

    И чинить принялся.

    Придал ей он новый вид

    И покрой немецкий,

    А шарманка вое скрипит

    И пищит по-детски.

    Вот шарманкой завладел

    Наш шарманщик ярый.

    Повернул, пересмотрел.

    Песни больно стары.

    Он навел на крышку лак,

    Починил снаружи,

    А внутри осталось так.

    Даже стало хуже;

    Сам он видит, что она

    Уж пришла в негодность,

    Что в ней лопнула струна.

    Певшая народность,

    Что осипла в ней давно

    Песня православья,

    Что поправить мудрено

    Хрип самодержавья,

    Ведь починка труд большой,

    А на век мой станет!

    Да и внутрь шарманки той

    Вряд ли кто заглянет!

    Так шарманщик рассуждал –

    Видно, что дубина;

    И шарманку ту взвалил

    Он на плечи сына.

    Сын справляет день и ночь

    Старую работу,

    Хоть вертеть ему невзмочь

    Да и не в охоту,

    В том труде не быть пути,

    Так и жди – порвется,

    И уж как ты ни верти,

    А чинить придется.

    Благо есть теперь досуг,

    Взяться бы за разум,

    Хуже будет, если вдруг

    Распадется разом,

    Если ты под звук заснешь

    Льстивого напева,

    Иль, забывшись, повернешь

    Справа да налево.


    1857 год, 1 ноября, №5




  • Русских ведь  лет 300 с лишним переучивают ("медведя лет пяти-шести учили, как себя вести) и хотят, чтобы им было стыдно быть русскими или земляков любить - тоже стыдно.

    Интересно, кстати, что пишут о слове патриот  в русском языке:

    Происходит от лат. patriōta, из др.-греч. πατριώτης «земляк, соотечественник», далее от πατήρ «отец». Русск. патриот — впервые у Петра I. Позднее заимствование через нем. Раtriоt (с ХVI в.) или франц. patriote «сын отечества».


Сыном своей матери и отца, то бишь, плохо быть, а надо быть - да кем угодно, мол. Элизабетом Тейлоровичем - все лучше.
См, к примеру, тему Ахматова и Шаляпин - http://aldanov.livejournal.com/627987.html
Так что традиция, оказывается, старая, много раз игранная, но все никак не устаревающая.
Tags: Вокруг театр, Общество
Subscribe

  • Ровесницы культуры Негада (Египет) в Европе.

    Стоит посмотреть на Балканы 5-4-тысячелетий, видишь активное развитие разных местных культур, но особенно интересен период, примерно соотвествующий…

  • Спартанский воин

    Спартанец поправляет поножи на левой ноге. Бронзовая ручка лаконийского кратера Национальный археологический музей, Афины. 555-540 BCE

  • Микенский дворец в Лаконии (Спарте).

    Холм св. Василия. Дворцовый комплекс 16-17 вв до н.э (микенской эпохи) был разрушен в результате пожара в конце 15 или в начале 14-го века до…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Ровесницы культуры Негада (Египет) в Европе.

    Стоит посмотреть на Балканы 5-4-тысячелетий, видишь активное развитие разных местных культур, но особенно интересен период, примерно соотвествующий…

  • Спартанский воин

    Спартанец поправляет поножи на левой ноге. Бронзовая ручка лаконийского кратера Национальный археологический музей, Афины. 555-540 BCE

  • Микенский дворец в Лаконии (Спарте).

    Холм св. Василия. Дворцовый комплекс 16-17 вв до н.э (микенской эпохи) был разрушен в результате пожара в конце 15 или в начале 14-го века до…