Посмотрел вчера это старое кино (1996) - с большим опозданием, но это и к лучшему.
Потому что хорошо смотрится не сам стандартный сюжет - угроза, многообразие героев, выделение симпатяг, проявление одним из них лучших качеств американской нации, найденное симпатягами решение, битва и - "перемога"! Сколько я уж видел подобных фильмов - не перечесть. Изблевать бы их все.
Интересней смотрится кино, как некое неявное признание в своих слабостях и как метафора к чему-то иному.
К примеру, это - кино про американских дураков. Над городом Лос-Анжелес висит угрожающий корабль, его собрат в Вашингтоне уже нанес удар по американским вертолетам, а на самом большом небоскребе собрались лос-анжелесские дуры с плакатиками - "Добро пожаловать, иноплянетяне", "Возьмите нас с собой", "Верните нам Элвиса". В центре стриптизерка с выкаченными от восторга глазками.
Их сжигают из плазменной мегапушки.
Но дураки и сценаристы. Первая леди умирает от внутреннего кровотечения, которое, видите ли, нельзя остановить. Но кровоточит она, судя по временной раскладке, часов этак 16, с момента получения травмы, и все это время ей никто не оказывает помощь. Получается, кровотечение очень небольшое. Но роковое, "нельзя остановить". При том после 16 часов дама все еще в сознании.
Дураки и военные - тупо улыбаясь, теряя 90% ВС, они как-то все надеются на победу, собирая пилотов по кабакам. Вот заплутавший алкоголик-то и победит, когда кончатся снаряды.
"Любопытна" идея запуска вируса в систему чужого корабля-матки с пристыковавшегося чужого бота - это как если б вы пришли на комп ИБМ с гибкой дискетой 5,5 дюймов и сказали - "Дяденька, вставьте-ка ее в свой дисковод!" и запустите "Диггера".
А дядянька возьми, да вставь, да запусти. Дурак он. Но дурак запасливый, даже дисковод нашелся.
Антивирус у дядьки вроде и есть, но, оказывается, минут пять-десять он не будет действовать, и тут то и будет нанесен роковой удар, в центре которого окажется сильно пьющий пилот сельскохозяйственной авиации.
Вообще все держится на соплях, на серии вероятностей один из миллиона, если не из триллиона.
- Никогда не летавший на иинопланетном космическом самолете боевой негр-летчик будет им блестяще управлять.
- Чужой корабль каким-то чудом допустит к себе - даст не только что приблизиться, но пристыкует в самом центре корабля, самом уязвимом месте.
- Вирус чудом как-то куда-то попадет и заработает - без сучка и задоринки. Силовое поле исчезнет на всех кораблях, как и было запланировано (как? до того чужие корабли очень медленно общались с центром, в том и был весь цимес первой части, а вот потом - вирус начал летать молнией вместе со связью).
- Намеченная и управляемая по телеграфу (аппараты, использующие азбуку Морзе, это восхитительно) атака пройдет успешно, уложившись в требуемый интервал.
- Как-то чудакам удастся отстыковаться от корабля и в них не разу не попадут из пушек преследователи.
- Пролетят через ворота.
- Атомный взрыв чудаки переживут (это что-ж там взрывали, если крабль величиной с 1/4 Луны разнесло на куски?.
- Аварийнукю посадку тоже ("Челленджер" вспомнился, его взрыв).
Из всего этого как бы следует - если и можно победить, то с вероятностью ноль, запятая, миллиард нулей, единица.
То есть нельзя.
Но демократическим способом, плодя дураков и дурацкие ВС - можно.
А если вспомнить про метафоры, то пришельцы оказываются вроде самих США - все разграбить и полететь на следующую планетку.
И вот чему я не удивляюсь, так это тому, что кино деградирует. Чем дальше, тем глупее выглядят сюжетцы катастроф и чудесных спасений.