
Картина американской художницы Ребекки Грин отражает некую, возможно и спорную, но плодотворную концепцию: не только Россия породила Толстого или Достоевского, но и они порождают Россию.
Из головы не уходит очень простая мысль: все, что происходит вокруг, определенным образом продолжает нашу историю и культуру, но также при том творит их.
Или в применении к человеку - он куколка своего прошлого и он обещание олной из версий будущего.
Думаю об этом по самым разным поводам, даже по поводу мелкого бытового сора: такая вот культурология.
Мы, кстати, как-то недооцениваем настоящее: лучше понимаем, когда противопоставлены два русских барина из прошлого - скажем, Сергей Аксаков и Петр Чаадаев, их убеждения.
Можно сказать, это тяжеловесы, образцы интеллектуального бокса.
А почти вся нынешняя жизнь будто б состоит из героев в весе пера. А меж тем противопоставление "Новой газеты" и "Уралвагонзавода" (столь радостно играемое несколько лет назад) - не хуже, чем западничество и славянофильство. Одна культура - ратует за дальнейший еврокамуфляж и более глубокое перерождение, другая - думает, а чем же кормиться-то, чем жить? Хотя, вроде, даже от камуфляжа не отказывается, европствует, но не беспредельно. Но противоположную сторону это никак не устроит.
Никак.
И страсти тут пылают удивительные, нешуточные.
Ксения Ларина, фигурка в весе пера с "Эха Москвы" - "«Вчера познакомились с чудесной парой русских, живущих здесь, в Португалии, уже шесть лет... Провели с ними целый день - ездили на ярмарку, пили вино, болтали, смотрели их домик, их пляжик, их милых кошечку и собачку... Все было хорошо!
А потом, когда стемнело, мы все-таки выпили в баре. И выпив, пошел гулять "крымнаш"... И так все это гадко, бессмысленно, пОшло: и ее восхищение путиным, и моя к нему ненависть, и ее загорелый сытый патриотизм, и мое больное, припадочное презрение к российской власти, и ее национальная гордость..., и мой национальный стыд... Я совершенно не умею дискутировать с этой наглой, агрессивной породой. Нервничаю, меня трясет просто от возмущения... Проснулась сегодня утром и разревелась от беспомощности. Вспомнила, как она сказала: "А почему ты считаешь себя правой, когда весь народ думает иначе?»
Через - http://tanya-mass.livejournal.com/1980561.htmlПохоже, Ксения так и не сумела донести свою мысль, что народ, да и вся страна - тьфу, бобки (по М. Эпштейну), быдло ("сегодня быдло-класс стал, собственно, доминирующим в нашей стране. Который определяет все: и атмосферу, и политику, и массовую культуру, и моду, и стиль, и ценности – все, что проповедует это сообщество, этот сегмент российского населения... Быдло они потому, что их надо пасти, бить кнутом, как стадо баранов, которые предоставленные сами себе, вытопчут поле, зайдут на клумбу и сожрут тюльпаны" -это сама Ксения формулирует)а чего-то значит только ее, теть Ксени, знакомые Виталик Манский, Вася Уткин, Дима Быков.
Смешно, конечно.
Но, собственно, это все то же западничество, как у Петра.Яковлевича Чаадаева, это иррациональная вера. Он, поди, тоже думал изначально - почему я такой возвышенный, понимающий, а все вокруг от меня остает, все ниже? Да потому, Петя, что твоим предкам Петр Алексеевич приписал под руку крепостных, чтобы у них была работа и немного поесть, а у тебя занятия благородные, дврянские и офицерские, у тебя - были деньги.
И общество оттого не сильно развилось, а, скорей, почти застыло, и ты оказался в числе праздных, но возвышенных - в стране крепостных.
И Ксения, как куколка будущего, это только очередной вариант унылого барства, только очередная слегка застывшая корочка над магмой.
И нового ничего у нее, и даже философии, собственно уже никакой. ТОлько домик, пляжик, кошечка, винцо, спектаклик.
А тут уже мне становится интересно: почему в современном обществе эмпиризм так побеждает философию?
Ведь очень трудно оказывается родить ну хоть какую-то концепцию.
Или вникнуть хоть в какие-то логические выкладки. Начать бояться,что ли, что мир не временно занемог, а просто движется не туда.
Так много людей надеется - чудом - куда-то вписаться, войти, приобщиться - и не думать о проблемах.