Еще прогнозы Ивана Ефремова...


Около 1971 г:

"Стремление к дорогим вещам, мощным машинам, огромным домам и т.п. — это наследие фрейдовского комплекса психики, выработавшегося в результате полового отбора. Единственный путь преодоления этого комплекса через всестороннее понимание психических и психофизиологических процессов, которое уже 2000 лет практикуется в Индии и Тибете. Ergo обучение и воспитание должно начинаться с обучения психологии как истории развития человеческого сознания и истории как истории развития общественного сознания. Физика, химия, математика — обязательные, но далеко не достаточные дисциплины для сознания современного человека с его огромной плотностью населения и, как следствие, плотностью информации, с неизбежной промывкой мозгов, необходимым для поддержания текущего социального устройства.

Дать подростку 12—14 лет представление о самом себе, как о творце нового, исследователе неизвестного вместо формируемого уже к этому моменту стереотипа «успешного обывателя», который заполонил всю западную ноосферу и прочно укоренился в нашей. За социалистическими и коммунистическими лозунгами уже давно скрывается мещанская, обывательская алчность и зависть и стремление к лёгким деньгам и вещам. Хороший (плохой!!!) пример — наши больницы, где человек остаётся наедине со своим страданием. Не имеющие психологической подготовки врачи сами боятся страданий больного и своим цинизмом и равнодушием только усугубляют его положение, сжимая спираль инферно. То же самое можно сказать про школы, в большинстве своем производящих чёрствых и костных выпускников, начисто лишённых любопытства, чего не было ещё 20 лет назад. Школьные программы погрязают в деталях, вместо того, чтобы создавать систему представления об окружающем мире, в результате успешные ученики — «зубрилы», начисто лишённые творческого мышления. Они попадают в ВУЗ, а потом приходят на предприятия, в КБ, НИИ, начисто лишённые целостного представления об устройстве мира. Мыслители уровня Вернадского в ближайшее время не появится ни в России, ни на Западе!
Избыток информации, отсутствие системы представлений, целостного взгляда на устройство мира приводит к тому, что палеонтолог-позвоночник «плавает» в палеоэнтомологии и наоборот, биохимик не знает эмбриологии, но при этом рассуждает о генах, белках и т.п. и т.п. Научиться совмещать знание широких областей наук о природе (которые суть одна наука натуроведение, как писал Вернадский) и не обременять свой мозг и свою память множеством деталей, которые лежат бесполезно 99,999999999% времени двуединая задача.
1. Создание новых способов хранения информации — книги и научные журналы безнадёжно устарели. Тут я вижу прогресс только в дальнейшем развитии вычислительных машин (компутеров).
2. Обучение человека работе с собственной памятью. Мы никогда не забываем того, что когда-либо увидели или прочли. Здесь опять важно обратиться к опыту тибетских и буддийских монастырей. Наблюдения индийских учёных показывает, что люди прошедшие даже начальную подготовку в таких монастырях имеют гораздо меньшую психическую утомляемость, способность к концентрации внимания и обучаемости. Притом, это не заучивание телефонных справочников наизусть, а обучение целостным областям знания, умение делать логические выводы, обобщения и гипотезы. Очистить все от религиозной и мистической шелухи и использовать в современной науке и образовании. Перестать запрещать книги по восточной медицине, йоге и духовным практикам под предлогом борьбы с религиозным мракобесием. В некоторых наших книгах мракобесия поболее будет!
Сращивание человека с компутером (тема тоже популярная в фантастике) такая же утопия. Если человек не научится управлять своим мышлением, то и у такого существа целостному мышлению неоткуда взяться. Будет цивилизация ходячих телефонных справочников.
Кто может стать движущей силой прогресса? Неужели пролетариат? Но попадая во властный класс, он сам становится выразителем и проводником этого класса. Это видно на примере профсоюзных лидеров США, да и у нас, зачастую, не редкость. <…>»[
Я просто считаю, что вся фраза, из которой взята цитата - наивная. Что Ефремов знал о психологии людей, стремящихся к "огромным домам, мощным машинам, дорогим вещам" и видел ли их он вообще? Были ли у него хоть какие-то инструменты для исследования их психики? Например, книга

Березин Б.Ф., Мирошников М.П., Роженец Р.Б. - Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене,1976 г.

которая могла бы ему в этом помочь, появилась аж на 5 лет позже написания этой фразы.

Дорогая вещь - необязательно плохая. Если речь не идёт о предмете роскоши типа бриллианта, то обычно дороговизна значит - большое кол-во ручной работы. Это просто синоним качества. С его ростом кол-во необходимого труда растёт чуть ли не в геометрической прогрессии. Взять тот же качественный дом, необязательно большой. Даже на современном уровне развития технологий от ручного труда во многих сферах не уйти, если мы хотим качественную вещь.

Что касается мощных машин, то можно вспомнить того же Шумахера, как-то сказавшего, что не видел ни одного человека, для которого свобода не ассоциировалась бы со скоростью. Потребность в вооружённости, как сказал бы советский психолог Симонов. Всевозможные формы коллективного потребления типа общественного транспорта вместо частного это ведь вынужденная мера, от бедности, слабой технологической вооружённости. А не навсегда. Не вижу ничего плохого в стремлении например, взрослого человека иметь спортивный самолёт Extra EA-300. Но стоит он сейчас дорого, за 200000$.

В общем, от потребности в качественных вещах не так-то просто отмахнуться, я считаю.
На мой взгляд, Ефремовым осуждались дорогие вещи не как таковые, а то что сейчас называют консьюмеризмом, который вполне себе можно описать в терминах невроза по Фрейду.

Простенькая задачка: одна и та же китайская потогонка производит спортивную одежду под маркой adidas и abibas. Трудозатраты, материал, качество исполнения одинаковы. Почему же цена одной и той же одежды, но под разными марками может различаться на порядки?
Вот и хорошо, что ответили подробнее.

Думаю, что Ефремов, сам сын богатого купца, многое мог понять и на своем опыте.

К тому же философу не нужно становиться психологом, изучающим потребителя.

Потому что это только для потребителя - чем больше, чем дороже, тем больше качества и тем выше самооценка. Помнится, в "Школе злословия" обсуждали Ксению Собчак, которая говорила, что или бриллиант, или лучше никакого украшения.

С мой точки зрения многие вещи - вроде погремушек для ребенка, замена чего-то более серьезного. Или, если "по-взрослому", penis envy (Penis envy is a stage theorized by Sigmund Freud regarding female psychosexual development, in which female adolescents experience anxiety upon realization that they do not have a penis. Freud considered this realization a defining moment in a series of transitions toward a mature female sexuality and gender identity.).

В прекрасном фильме Вуди Аллена «What's New Pussycat?» врач (Питер Стеллерс) советует молодому человеку (Вуди Аллен), который ему жалуется, что девушки не принимают приглашений на свидание, купить спортивную машину. Тот недоумевает, что это за совет от доктора?
Ничего не напоминает?

Скорость, которая ассоциировалась у Шумахера со свободой, привела его к удару о дерево. А свободные, которые носятся по дорогам, опасны для своих пассажиров, пешеходов и других водителей.

"Не вижу ничего плохого в стремлении например, взрослого человека иметь спортивный самолёт Extra EA-300. Но стоит он сейчас дорого, за 200000$".

Ну и вы будете иметь, или всю жизнь будете об этом мечтать?

А как вам общество, сплошь состоящее из обладаталей таких самолетов?


Edited at 2014-12-16 09:09 pm (UTC)
Спортивные машины нужны для гонок, для наслаждения скоростью. То же касается самолётов. Ничто не мешает совмещать [и такой тоже] отдых с чем-то "более серьёзным". Не нужно пытаться всех загнать в какую-то милую вашему сердцу схему. Сила человечества - в бесконечной сложности как отдельных личностей, так и безграничном разнообразии подходов, вариантов. В том числе и применительно к отдыху. Или вы считаете, что отдыхать нужно только общественно одобряемым образом? Полезность активного отдыха общепризнанна. Например, у нас на заводе в 70-х годах у многих были дельтапланы. Спортивный самолёт - естественное продолжение этой идеи.

Шумахера погубил несчастный случай. Он ехал на небольшой скорости и был в шлеме.
Вы дурак или просто прикидываетесь? В рамках одной и той же работы качеству сопутствует несколько иная, как правило, более трудоёмкая технология. Наймите 2-х разных мастеров по кладке плитки, и увидите какому качеству сопутствует большее кол-во труда.