aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

"Руины социализма".

Недавно обнаружил в ТВ группу господ, обсуждавших прошлое.  В центре группы был Вениамин Смехов. Говорили про Высоцкого, Любимова и борьбу с  партийными органами в "те", то есть их времена. Они, типа, были в центре борьбы за свободу, и свободу эту народу принесли.

А с них прошло уже не менее 23 лет.
Хотя, это с "конца концов" прошло столько. А вообще-то много больше.
В. Аксенов: "В шестидесятые годы писались длиннейшие статьи, полные обычной соцреалистической жвачки, ради упоминания двух-трех запрещенных имен. Эзоповские приемы перетекали в сложный, почти мистический сюрреализм..."

Представьте себе мушкетеров в книге "50 лет спустя" - все фехтуют с гвардейцами кардинала, но уже средствами мемуаристики.
И гвардейцы все падают и падают, как каппелевцы под чапаевским пулеметом.
И накал боя - повыше, чем 50 лет назад.
Хотя что потом стало с Де Тревилем или кардиналом Ришелье - вне обсуждений.

Короче, это феномен ухода в прошлое.

Галина Аксенова, жена Смехова: "Во мне есть, не хочу сказать цинизм, но более жесткое неромантическое восприятие времени. Я пленница современности, а на Веню она почти не влияет. У него собственный мощный мир, который от окружающих времени и пространства не зависит. Может, когда-то зависел, но сейчас - нет. У Вени такое чувство внутренней свободы, что он давно живет своим миром, потому что там жить гораздо интереснее, чем тут..."


Сам Смехов

- Почему один из ваших недавних концертов назывался «На руинах соцреализма»?

- А где еще мы живем? Культура-то у нас до сих пор живет на руинах соцреализма. Или вы считаете, что мы по-прежнему расцветаем? Хотя название моей программы, скорее, лукавое. Она начинается со стихов Маяковского, опровергающих постулаты соцреализма— об искусстве национальном по форме и социалистическом по содержанию. Все это нагромождение слов обеспечивало, конечно, безбедную жизнь книг, «идейных» по содержанию и бездарных по форме. А когда цензура в наше время исчезла, графомания восторжествовала. Но меня интересует совсем не это, а парадоксы. Ведь СССР был в одно и то же время страной дураков и страной чудес. А Владимир Маяковский, которого без его разрешения назвали лидером соцреализма, на самом деле, был футуристом. И люди могли оказаться в лагерях за то, что читали ранние поэмы Маяковского «Война и мир», «Облако в штанах» или «Флейта— позвоночник».
Tags: Настроение, Общество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments