aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Category:

Кого нынче воспитывают ВУЗы

ivanov_petrov подтолкнул к чтению интервью  с завкафедрой философии образования философского факультета МГУ Брызгалиной.

 Чтение весьма занятное.]

1. Компетенции вместо знаний. Знание - не сила, а тормоз развития.  И высокий  IQ - тоже возможный тормоз.
"Сегодня результат образования — компетенции, как требования к самому человеку, а не к его знаниям. Компетенции нацелены на то, что система образования готовит людей к достаточно неопределенному и непредсказуемому будущему. В этом будущем любые знания, в том числе жесткая мировоззренческая установка, могут быть не подспорьем, а как раз тормозом развития".
"Термин «компетенция» интересен. Это характеристики человека, связанные с освоением большого объема информации, умением выбрать собственную позицию, принять решение, с умением выступать субъектом в коллективных действиях. Сегодня уходит время тех, кто, даже обладая высочайшим IQ, не обладает компетентностными навыками общения. Сегодня время командных проектов, которые работают от науки до бизнеса. На стандарты, связанные с компетенциями, сейчас переходит система школьного образования, и уже окончательно перешла на них высшая школа.

2. Мозаика вместо цельного мировоззрения. Кейсы, фейсы и тейблы.


— В какой сложной ситуации оказывается студент, который приходит со своим мировоззренческим вопросом? Ему пытаются впихнуть самые разные предметы. И они у него должны как-то уложиться между собой. Ведь часто студенты выходят с абсолютно мозаичным мировоззрением. Это же так важно, чтобы студент задумывался о том, какое место он занимает в эволюции живой природы, каким образом он прошел этот путь как представитель вида, что собой представляет Земля, какое место он занимает в космосе.

— Но здесь возникает тот же самый вопрос: зачем? Ведь у человека в обыденной жизни крайне редко возникает желание выйти за пределы своего локального пространства и времени. Вспомните «Солярис», мироощущение человека, который вдруг оказывается за пределами локальных земных условий.

"Вернемся к разговору о компетентности как стратегии развития системы образования. Подразумевается, что компетенция формируется не собственно отдельными локальными мозаичными курсами, а всем образовательным процессом, включая и внеаудиторную работу, и неформальное образование. И здесь тоже может возникнуть сложность, потому что те требования, которые предъявляются к субъекту формальной образовательной системы и предъявляются неформальными институтами социализации, часто противоположны друг другу. И если образование предлагает ориентироваться на какие-то тренды, которые кажутся современной молодежи уходящими, как, например, книжная культура, то неформальные институты социализации влияют очень легко, в игровых формах.

В современных мегаполисах практически все пространство города стало таким пространством игры. Причем любопытно, как соединяется этот процесс игры с процессом образования. Хотя образование не должно быть процессом веселым и легким. Формировать свой образ можно в соприкосновении с чем-то достаточно чуждым, твердым и не воспринимаемым изначально как свое. Только тогда грани человеческого таланта и личности могут начать сверкать. Но сегодня многим хочется, чтобы образование было легким, игровым, доступным. Для такого образования нет возрастных границ. Люди собираются в приятных местах, в кафе, в свободное время участвуют в каких-то образовательных мероприятиях. Очень часто говорят, что философия должна преподаваться в такой форме, когда с опорой на определенную философскую традицию разбирается конкретный кейс, а студенты помещают себя в некий контекст и, как и в игре, принимают на себя какую-то роль".

"С учетом прагматической ориентации, когда вся система образования от фундаментальности разворачивается в прикладные вещи, аудиторные занятия минимизируются. Глубокая философская подготовка крайне проблематична в такой ситуации. Отсюда тот самый разворот к кейсам, каким-то конкретным темам, которые за ограниченное время хотя бы можно успеть озвучить, для того чтобы зародился интерес к философской культуре, и человек мог дальше саморазвиваться".

И возвращаемися к началу -- "зачем? Ведь у человека в обыденной жизни крайне редко возникает желание выйти за пределы своего локального пространства"

Основная проблема в том, куда развивается сама культура. Те коллизии, которые происходят с философским образованием, отражают неустойчивость культурных ориентаций в целом. Философия оказывается одновременно и заложником, и локомотивом изменений. Все, что происходит в мире с человеком, философия вбирает в себя как некий общественный нерв, а соприкасаться с оголенным нервом — это всегда достаточно трудно.

Tags: Вокруг театр, Общество, Современный упадок.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment