aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Изюм из булочки.

"Проживающий в Праге Александр Морозов — публицист, политолог, философ, главный редактор «Русского журнала», постоянный автор Forbes Russia и Colta.ru, а также один из самых популярных и авторитетных блогеров. В эксклюзивном интервью «Радио Прага» он рассказал о «русском мире», братьях-славянах, чешском абсурдизме, возможности «дворцового переворота» в России, Навальном и Ходорковском, любви российских демократов к Вацлаву Гавелу, новой волне эмиграции, своем желании создать в Праге необычную «площадку для общения» и многом другом". -- http://radio.cz/ru/rubrika/tema/aleksandr-morozov-rossiya-ne-aziya-no-uzhe-i-ne-evropa

Почитал. Посмеялся. Пингвиненок Лоло в роли русского интеллектуала.

Выбрал изюм.

Один из вопросов интервьюера:

— О «Русском журнале». Не кажется ли вам, что в наши дни, для тех, кто не знает о содержании вашего журнала, его название звучит как-то тревожно-пугающе? Сразу возникают ассоциации: бабы с вилами, мужики в тельняшках и с топорами, погромы, «бей жидов, спасай России», «да здравствует великая Россия, «у Руси свой путь», шествие православных священников с плакатами «Нет Содому и Гоморре» и так далее...


Из морозовских пЭрлов:


1. Единое допутинское общество: "Путин испугался. Он увидел какую-то политическую угрозу. В оппозиции или уличном протестном движении, которое было в 2011 году. Может, его напугал Майдан. Есть разные предположения. Но смысл в том, что Кремль начал политику разделения общества на две части. Это мы отчетливо видим"

2. Когда будет дворцовый переворот
— "Для этого он (Путин) должен сделать что-то неимоверно опасное, очень и очень опасное. Этого пока не произошло. Однако в какой-то отдаленной перспективе такое возможно.."

3. Они первые начали с ватниками:


— Вы используете в своем лексиконе слово «ватник»?

— Нет.

— Оно кажется вам оскорбительным по отношению к людям из «того лагеря»?

— Конечно. Я думаю, что нет смысла использовать подобные слова. Потому что это — форма некоей культурной сегрегации.

— Переход на их же уровень спора?

— Да. Поэтому такое недопустимо.

4. Как нам смотреть на Навального:
"Мы должны смотреть широко, исторически. Навальный — еще молодой политик, у него много недостатков, но при этом надо позитивно смотреть на любое усилие, которое совершается в пользу более свободного общества и свободы мнений".


5. Немцов отойдет, все поняв и простив.

— Вы думаете, что те же Немцов или Касьянов будут готовы отойти в сторону, чтобы в какой-то момент пропустить вперед новые имена? Они смогут пожертвовать личными амбициями ради демократических идей?

Думаю, что да. Мне показалось, что протест 2011 года показал, что они готовы к этому. Массовые митинги и выступления 2011-2012 годов, которые собирали 30-40 тысяч человек, показали, что эти «ветераны политического движения» готовы уступать площадку молодым. Понимая, что это надо.

6. МБХ, как алежда нашей социальной политики.

— А Ходорковский? Он может стать «будущим» России?

— Может, но не «будущим», это очень сильно сказано. Он может сыграть какую-то роль в новом правительстве России. Его можно видеть на должности ключевого министра, который бы что-то реформировал. Можно ли представить Ходорковского в качестве главы Антимонопольной службы России? Можно. Может ли он быть главой министерства социальной политики? Думаю, да. Его квалификации на все это хватит.

7. Панславизм и инопланетяне

Есть или между славянами что-то общее?

— На мой взгляд, эта общность — она сконструированная. Мне кажется, окажись мы в условиях каких-то испытаний, если бы инопланетяне напали на нашу планету, к примеру, то тогда сопротивляясь им, мы бы снова пережили с поляками или чехами то, что имеем какое-то общее прошлое.

8. Ельцин встал не до конца.
 "... Ельцин, при том, что он был основателем нового государства, должен был быть чем-то вроде Гавела. Но из-за того, что он был партийный и в прошлом советский бюрократ, секретарь обкома, он не довел до конца дело декоммунизации России. Ее десоветизации. Не встал до конца на путь построения национал-демократического государства. Поэтому и говорят: «А вот был бы Гавел... Нам бы такого, как Гавел, который был бы в прошлом не партийным чиновником, а драматургом. Вот может быть тогда он бы повел Россию правильным путем..."

9. Юрия Афанасьева - в президенты без гарантий!

Представим себе, что в момент крушения СССР во главе России лидером оказался бы не Ельцин, а допустим...

— ... Юрий Афанасьев.

— Допустим Юрий Афанасьев. Никаких гарантий, что был бы успех, что у него все бы получилось.

10. Главные чешские русофилы
"Мы знаем, что и в Польше, и в Чехии есть круг гуманитарной интеллигенции, настроенной в культурном отношении русофильски. По разным причинам. Возможно, они переводили русскую литературу. Или дружили с советскими диссидентами. Это довольно сильная среда. В Чехии эта среда связана, в частности, с именем Карела Шварценберга, с покойным Гавелом и теми политическими кругами, которые участвовали в «бархатной революции».

Помним, помним - гуманитарные бомбардировки,  Шварценбергово ожидание плохого, оттого что Россия выступила против американского радара в Чехии и Польше и его предупреждение, что Россию нельзя недооценивать, потому что в ней мцыслят куда боле стратегически (Rusko přitom není radno podceňovat: Rusové vždycky uvažovali v dlouhodobějším horizontu a strategičtěji než ostatní evropské státy. ) http://www.bohumildolezal.cz/texty/rs1388.html
России следует не соваться в вопросы расширения НАТО, это была бы катастрофа для человечества ( Havel -- Rusko nemá právo mluvit do toho, kdo může být členem NATO a EU. Byla by to katastrofa pro lidstvo, kapitulantství, politika "appeasementu", která má za sebou desítky milionů obětí ve 20. století.) http://www.britskelisty.cz/0106/20010612d.html

11. Как плохо быть моральным и патриотичным

"В России часто, словно эпидемия, по каким-то причинам возникает потребность морализма. Временами — очень сильная потребность. Или какого-то государственного или патриотического романтизма, чего конечно в Чехии нет, где вся тематика человека и государства подается с большой-большой иронией. Это очень правильно. А в России временами вспыхивает какой-то чудовищный моральный и культурный официоз".

12.  Как плохо быть ущемленным.

— «В России — все лучшее!»

— Вот почему «все лучшее»? И почему возникла необходимость, пользуясь культурными достижениями других народов, их отрицать? В этом есть какая-то ущемленность. А вот почему она появилась — не знаю.

13. Мы все думаем  об общени меньшинстваА в меньшИнстве.

"Необходимо создать активную «площадку общения». И не только в Праге. Я еще опираюсь на поддержку друзей в Берлине, Вене, Варшаве. Мы обдумываем: а не сделать ли своего рода сеть культурных площадок в некоторых европейских столицах. Конечно, люди, на которых все будет рассчитано — они меньшинство. Мы знаем, что и в Берлине, и в Праге, 85% русскоговорящей диаспоры — «крымнаш». Они поддерживают агрессивную политику Кремля. Но оставшиеся проценты в культурном отношении нам близки. И в этих наших центрах ...

14. Почему ОНИ не возвращаются?

"...есть же и достаточно большая прослойка тех, кто живет здесь не так и хорошо. И если бы они вернулись в Россию, то может стали бы там жить лучше. Да и пропаганда им бы радовалась: «Вот, не выжили в адских условиях Запада». Почему эти люди не едут на «любимую родину» и не «поднимают ее с колен» изнутри?

— Мне кажется, все это по той причине, что постсоветское двадцатипятилетие не убедило российского человека в том, что власть — устойчива. И в том, что общество — устойчиво. Может тем, кто живет здесь, что-то и не нравится, но при этом они очень отчетливо чувствуют, что в целом это гораздо более устойчивое общество. Здесь насилие не начнется так быстро и так внезапно, как это может случиться в России.

Tags: Вокруг театр, Общество, Чешские заметки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments