aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Петр Андреевич Толстой в Чехии 1697 года 3. Микулов

Две предыдущие части
Петр Андреевич Толстой в Чехии 1697 года. 1. Опава.  
Петр Андреевич Толстой в Чехии 1697 года 2. Оломоуц


Источник - Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе (1697-1699)


Итак, Пётр Андреевич поехал в Микулов (тогда - Николшпурк, Николбург).

"Город Николшпурк державы цесарской, в нем 3 города каменных. Верхней город на высокой горе, в нем построен дом великой, каменной и монастырь езувитцкой, каменной же. На том помяненном дворе в верхнем городе погреб цесарской, великой, каменной, в тома стоит вино венгерское. В том погребе есть одна бочка безмерно велика, в которую вливается вина деветсот ведр; другая в том же погребе бочка мало тое помяненные бочки менше, в тое вмещается восемсот ведр. На тех бочках обручи железные, и повешены те бочки на Толстых железных чепях невысоко для того, чтоб от помосту с исподи не гнили. Когда в те бочки питье будет что вливать, тогда на верх их всходят на лесницах, которые лесницы на те бочки поделаны ихорошими материалами. Из тех бочек подчивали меня вином ренским. В том же великом погребем и иных бочек немалых зело много".


Микулов, современный вид с Козьей горки.



Микулов, 1727 год. Козья горка справа.




Замок Дитрихштейнов, во времена Петра Андреевича главных владельцев города.



Знаменитая бочка, так порадовавшая Петра Анлдреевича.


Винные прессы на замке.


"В том же верхнем городе сад великой построен, ин зело изрядно. В том же городе две фантаны изрядные, а в нижнем городе 3 фантаны. В том городет домов великих, каменнаго изряднаго строения много; также и протчие домы все каменные ж, а деревяннаго строения в том городе нет. Таваров всяких в том городе много: домов жидовских в Николшпурке и в них жителей евреев много. В том городе и около города по полям, угорам виноградов ростет зело много, ис котораго винограду Николшпурка-города жители вино имеют свое".

Насчет фонтанов - увы, они с тех времен мало где сохранились неперестроенными.

Вот этот фонтан в замке Дитрихштейнов - стар. Но не уверен я, что его не перестраивали после 1697 года



Фонтан Помона -старинный, 1700 году, но все же построен  на 3 года позже пребывания Толстого в Микулове.


"По сторонам того города великая и зело высокая каменная гора, на которую я ходил и видел: на ней поделаны во образ Страстей Христа Иисуса в печурах изрядною работою резною из дерева, деланы образы все в меру человеческаго возраста. Сначала зделано молениец Христово во образ того, когда Господь Иисус молился при Страстех своих, глаголя: "Отче, аще возможно, да идет чаша сия от мене". Потом мало выше в той же горе зделаны три образа апостолские Петра, Иакова, Иоанна, в образещ их спящих. Потом мало выше зделано во образы Христа, в темнице сидяща. Потом еще мало выше зделано во образ облечения в богрянуюю ризу Христа Господа. Потом мало выше зделано во образ Господа Иисуса, в терновом венце бывша, и трость в деснице его. Потом еще выше зделано во образ, когда задеша понести крест его. Потом выше, на полу тое ж горы, зделана каплица, то есть малая церковь, во имя Марии Магдалыни
Потом на верху самой горы поставлен образ Распятия Христова резной; там же на горе зделана пещера и камень отваленныйа во образ самаго Гроба Христова. Потом на той же горе зделан образ Воскресения Христова. А все то вышеписанное строение зделано изрядною резною работою из дерева и расписано красками живописнымб писмом. У того места, где зделана пещера и камень отвалены во образ Гроба Господня, зделан вертоград, приличая тому, что Гроб Христов был в вертограде, и насажено вто местог дерев плодовитых изрядных розных родов."

А тут Толстой рассказывает, как был оформлено подобие крестного пути на гору - сделана в 1622 году после мора. Вначале она предполагала 7 остановок в часовенках возле скульптур в нишах, потом - уже 14, некоторое время - 31.
Это была гордость Микулова, которая едва не была позже снесена по указу императора.



Иисус в темнице.


Молитва Иисуса в садах Гефсиманских.


Спящие ученики Иисуса, которых поминал Толстой.


Бичевание Иисуса. Остальное - http://frypat.blog.cz/1504/mikulov-krizova-cesta-na-svatem-kopecku-3-4-2015

"На той же горе зделан костел каменной во имя святаго мученика Севастияна. В том костеле поставлен образ ево резной, подобием тем, как он был за Христа мучен: привязан к дереву и настрелено в тело ево стрел, в руки, ев ноги и во чрево; тот ево святой образ зело изрядным мастерством зделан. В том же костеле на олтаре за стеклом положен образ мученика Севастияна резной, во одежде, также предивною работою зделан. И мало вниз сверху тое горы стоит дерево засохлое, на котором между сучья стоит образ великомученицы Екатерины резной работы, невелик, мерою в киоте подобенж осмилистовой иконе. О том образе тамошние жители сказывают: откуды тот образ и кем принесен, того не ведают, и многажды-де езувиты покушались и вносили тот образ в костел, и невидимою-деи Божественною силою относится тот образ паки на то ж дерево и всегда обретается на одних сучьях".



Часовня св. Себастиана.

На этом все о пребывании Толстого в Чехии в 1697 году. Она явно впечатлила путешественника, и он оказывался на ее землях еще не раз, хотя уже и не оставил об этом записок.
Впечатляет, как узнаваемы образы страны конца 17 века в сопоставлении с тем, какими мы их знаем сегодня.

Tags: История Европы, Русская история, Чешские заметки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments