aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Category:

"Паны" и "быдло", 16 и 84% в России и Польше.

"Быдло" - слово польское. У нас оно могло б считаться редким.
Но в 2005 году Виктор Шендерович конкурировал со Станиславом Говорухиным в ГосДуму от Университетского округа.
Проиграл. И прокомментировал на своей страничке в "Живом Журнале": "За мою кандидатуру проголосовало 15,91% избирателей (прописью - двадцать шесть тысяч тридцать четыре человека). Абсолютная цифра в этом случае важнее относительной. Говорухину, как и "единороссам" по партсписку, достался электорат - тут важны проценты, легитимизирующие власть над стойлом".

Сатирикера поняли правильно - в ЖЖ он получил такой комментарий.

"Что же касается ваших слов про быдло, то полностью их поддерживаю. А то уже подташнивает от политкорректного лепета интеллигенции. Естественно, быдло!!!".

Это, наверное, некий исходный пункт многих последующих аналогичных событий. В чистом виде. Даже Университетский округ - быдло, и всё!

Шендерович потом извинялся. Но слово не воробей. Вылетело не просто так, а от чувств. Обладателей подобных чувств оказалось много.

Проясняющее описание аналогичнй ситуации в Польше от Томаша Зарицкого:

"Доминирование интеллигенции поддерживается фундаментальной символической оппозицией, которую она смогла встроить в саму ткань польской гражданской идентичности. Речь идет о противопоставлении образованного, культурного, морально зрелого интеллигента, изображаемого в качестве идеального гражданина Польши, грубому, безграмотному, неотесанному «хаму» из крестьянской среды, не заслуживающему социального уважения. Интересно, что этот фундаментальный бинарный код польской гражданской культуры был подхвачен интеллигенцией у ее поверженных оппонентов − землевладельцев и аристократов, до 1918 года остававшихся ключевыми силами польской властной системы и пользовавшихся привилегией носить титул «пан» в отличие от крестьян. В ходе событий, которые можно назвать «интеллигентской революцией 1918 года», наименование «пан» было подвергнуто демократизации: это универсальное повышение статуса предоставило всем гражданам Второй польской республики символические привилегии благородных сословий.
...
"...и во Второй республике (1918−1939), и в нынешней Польше сохраняется раскол между предположительно равными гражданами. Формальное равенство граждан может подрываться не только экономическим неравенством, но прежде всего сохраняющимся противопоставлением интеллигентской элиты, узаконивающей свое символическое доминирование в терминах морального и культурного превосходства, а также в отсылках к своему «благородному происхождению», массам или низшим классам, которым приписываются «крестьянские» и «варварские» характеристики. Следует подчеркнуть, что эта бинарная оппозиция есть не столько объективно существующее различие между двумя четко обособленными частями общества, сколько семантический инструмент, который применяется в разнообразных контекстах для того, чтобы легитимировать социальную иерархию. Порой он также используется во внутренних дебатах интеллигенции или крестьянства. Претендующие на превосходство фракции внутри этих групп автоматически рассматривают себя в качестве носителей всех качеств интеллигенции и считают своих оппонентов «крестьянами» и «невеждами».
Tags: Вокруг театр, Общество, Русская история, Современная история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments