aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Category:

Саша Соколов о русском языке и характере.

В.К. Что значит для тебя звучащее слово?

С.С. Звук, ритм, особенно ритм - это вообще основа всякого творчества. А в звуке, точнее сказать, в созвучии, содержится в общем-то все. Один американский корреспондент спросил меня, почему, собственно, я такое большое значение придаю чистому слову… Но у меня естественное, изначальное отношение к слову как к чему-то глубинному. Я ему сказал: литература важнее, чем жизнь. Он был потрясен этим. Он спросил: а почему? Я задумался, как же ему объяснить, ведь я никогда даже не пытался сформулировать это... А для него, немолодого человека лет сорока, это было чем-то новым. И я ответил ему: как почему? Ведь сказано: “В начале было Слово... “ Вот поэтому. Потому что это Дух, а Дух выше материи, это так просто. А Слово состоит прежде всего из звуков.

...
В.К. Тебя относят к представителям так называемого “чистого искусства” в литературе, ориентированной прежде всего на эстетику, на звучащее слово, где главное не “что”, а “как”.. . Но мы знаем, что все подлинные поэты идут дальше чистой эстетики. Какие ориентиры или художественные цели ты ставишь в своем писании?
С.С. Да не бывает никакого “искусства для искусства”. Есть просто искусство. У меня есть эссе как раз на эту тему - не “что”, а “как”. Оно называется “Ключевое слово словесности”, я там доказываю, что “как” безусловно важнее, чем “что”. Я, конечно, в этом не первый. Это была просто лекция, я ее читал в американском университете. Вот как раз там, в Америке, это утверждение для кого-то было чем-то новым. Но я думаю, что для образованного человека, для хорошего читателя это все само собой разумеющиеся вещи. Здесь, в России, не нужно говорить и доказывать, что “как” важнее, чем “что”. Есть хорошие талантливые читатели, которым все это понятно без объяснений. В Америке, например, есть миллионы читателей, которые читают с целью выяснить для себя, как построить дом своими руками,- есть там такие романы, которые по канве своей еще и являются пособиями и несут в себе полезную информацию... Но ведь это совсем другое, я даже не знаю, литература ли это, сейчас все определения перепутаны, все перемешано. На мой взгляд, искусство может быть только чистым, оно не может быть никаким другим.

...
С.С. Я думаю, что выстраивать какие-то теории по поводу взаимоотношения действительности и литературы, истории и литературы невозможно. Взять хотя бы начало века: тогда революция оказала огромное влияние на прозу и поэзию. Сейчас тоже вроде бы революционный момент, но в литературе получается какой-то застой - ну публицистика, она действительно интересна, но это другое. . . Поэтому никакой теории нельзя строить. У меня нет никакой концепции, я вообще удивлялся всегда этому тезису - р а з в и т и я литературы. Больше чем Гомер мы все равно ничего не сказали. Как ее можно развить? А тенденция. . . В 50-еы и 60-ые годы она была уже у Хэма, Ремарка, все это нашло отражение в послевоенной литературе. Многие в то время молодые писатели, и я в том числе, были увлечены западной идеей трагического скептицизма. С начала 60-ых годов мы были ориентированы на Рильке, потом на французских символистов. На реализм мы уже не обращали никакого внимания, мы все воспринимали сквозь призму нашего, может быть, доморощенного сюрреализма и жили под знаком такого отношения к литературе. Мы ждали от литературы в основном знака смерти, что ли, эстетизации смерти. Я думаю, это очень сильно и естественно уравновешивало радостную реалистическую тенденцию, навязываемую господствующей идеологией. Протест моего литературного поколения состоял именно в показе разных негативных явлений жизни, поэтому нам казалось вполне естественным, что нас запрещают. Мы даже не обижались, мы понимали, что это мы видим жизнь такой, как она есть, это мы правильно ее понимаем, а они все выдумывают в своем социалистическом реализме. . ."

http://vladkravchenko.livejournal.com/978.html

В вашем эссе «В ожидании Нобеля» звучит вопрос эмигранта Валерия Афанасьева: «Саша, неужели ты всё ещё пишешь на этом варварском языке?» Нечто подобное можно услышать и от украинских коллег. Дескать, зачем нужна «мёртвая латынь империи»? Саша, ну какой резон писать на русском?
— Я мог бы писать на английском. Но он меня не устраивает. Английский не так пластичен, не обладает свободой русского — Тургенев был совершенно прав. Русский инверсивен, фраза строится без всяких там…

Всё можно переиначить, начать с любого слова. А в английском нельзя слишком вольничать.

Ещё русский народ каким-то образом — может, в силу лености своей? — избавился от частиц и артиклей. Лишнего в языке нет.

Насколько загадочней получается язык, когда убирается артикль! Ты говоришь не об одном предмете, а о целом их ряде. Я говорил и с австрийскими, и с немецкими филологами о русском языке. Они такие аккуратисты, их раздражает и коробит в русском неопределённость, размытость описаний, диалогов. А мне это очень легло на душу. У народа, который никогда не стремился к внешней свободе, есть внутренняя, даже какая-то анархия. По тому, как устроен язык, можно судить о народе, о степени его изобретательности

http://www.chaskor.ru/article/sasha_sokolov_sily_eshche_est_grebu_ya_horosho_11971



"...Сельчане при всей своей необразованности народ толковый. Пьянь, конечно, но какие характеры. Философы, эксцентрики, знатоки Библии. Короче, деревенская жизнь скучной не показалась.

— Ты в ней участвовал?

— Положение обязывало. Егерь должен вникать, входить в обстоятельства, а то ведь уважения не будет. Но связь с Москвой не прерывалась, коллеги наезжали нередко.

— Ты приблизился к религии, читал Евангелие?

— Да. Это было откровение. И формально Писание важно. Многие не понимают, даже верующие. Неинтересно, мол, там все время все повторяется. Так ведь это и есть то самое. Литературная среда 50-х была рассеянная, в 60-е сгустилась — добавился Солженицын, самиздат, веяния с Запада. В 70-е уже для меня начался пик — я писал «Школу для дураков».

http://os.colta.ru/literature/events/details/31471/
Tags: Литература, Настроение, Общество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment