aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Виталий Манский: Надежда на развал государства Россия.

http://420on.cz/news/interview/49150-vitaliy-manskiy-v-2014-godu-rossiya-i-evropa-izmenilis-a-truba-stala-sovershenno-drugim-filmom

Начну с конца интервью:

После отмены финансирования как теперь будет жить и развиваться в России фестиваль "Артдокфест"?

Это очень простой вопрос, но не могу ответить на него односложно. Я вижу, что этот фестиваль необходим стране. И так как я понимаю и знаю, как его делать, а также ощущаю важность этой культурной институции, я не могу себе позволить отступить, несмотря на то, что все против. И этот фестиваль мы делали в прошлом году, вопреки всему, будем делать его в этом году и будем делать его о тех пор, пока физически это возможно. То есть до победного конца, а победный конец - это когда, по крайне мере, с позором будет издан со своей должности этот совершенно случайный и вредный для российской культуры человек. занимающий пост министра культуры. Хотя, понятно, что вместе с ним, наверное, должны быть очень серьезные изменения и в той среде, которая назначила его на работу.

Вы видите какую-то надежду?

Я был пионером, комсомольцем, жил в бесконечном и вечном Советском государстве, но однажды проснулся утром и узнал, что оно развалилось, пока я принимал душ. Теперь оно вернулось - даже, может быть, в более циничной форме. Но, если ты что-то видел один раз, значит, это существует. А если это существует, то оно случится еще раз - главное до того дожить. То, что вся эта конструкция, которой сейчас накрыли Россию, не имеет будущего и рухнет - это аксиома, не требующая доказательств. Вопрос во времени. В принципе, думаю, что если я не окончу свои дни трагически, то моя физическая жизнь точно обеспечивает мне право увидеть финальный акт этого марлезонского балета.



Весьма мило, конечно. Денег не дали, сволочи. И должны рухнуть. Не Россия, правда, а конструкция, которой "её накрыли". То есть какое-никакое, но государство рухнет. И Манскому станет хорошо, и денег дадут кино снимать.
Я лично не в восторге от сегодняшней версии социального устройства и законности. У нас государственный олигархат, по сути дела, чиновники невероятно привилегированы. Но распада государства не желаю. И, честно говоря, не сильно нужно это манское документальное кино, когда жизнь описывается в подобных вот пассажах:

Вы представляете картину "Труба" в Праге. Расскажите, пожалуйста, что ждать зрителю от этого показа?

Это фильм, который возник из-за вопроса, который я задавал себе уже очень давно: почем Россия и Европа такие разные. Я искал форму, которая посредством документального кино могла бы помочь рассмотреть этот вопрос. Время от времени возникали какие-то подходы, которые не казались идеальными, пока не возникло понимание, что Россию с Европой действительно связывает лишь одна вещь - та сама пресловутая нефтегазовая труба, по которой из России в Европу идет топливо. Она же, как выяснилось, не только объединяет нас, но и разъединяет. И вот когда возникло понимание этого "фактора трубы", возникло и понимание картины. А вместе с ним появились форма съемок и способы реализации картины, и бюджет, который для документального кино можно назвать более чем масштабным. Тогда еще был другой министр культуры, да и страна тогда была еще другой, поэтому мы получили господдержку, после чего предложили войти в проект нашим европейским партнерам - чешской компании Hypermarket Film и Фонду кино Чехии, немецкой компании Saxonia Entertainment и немецкому региональному Фонду кино. Только объединив эти усилия, нам удалось реализовать проект таким образом, каким он был задуман. Это один из нечастых случаев, когда автор может сказать: да, проект реализован на весьма существенную часть от того, что было задумано, ведь, как правило, до реализации доходит лишь маленькая толика планов. "Труба" - это уникальный счастливый пример документалистики.

Как и сколько длилась работа над "Трубой"?

Фильм является не буквальным, а эмоциональным путешествием вдоль этого газопровода. Начинается картина в тех местах, где газ добывается - это Западный Уренгой, за Полярным кругом, затем труба проходит через всю Россию - Уральский хребет, Центральную Россию, входит в Украину, Беларусь, затем Польша, Чехия, Германия. Это путешествие мы совершали не путем точечных экспедиций во все эти места, как, может быть, поступили бы другие авторы, а отправились в реальное путешествие вдоль всей этой трубы. Мы начали свои съемки в Кельне, отправились по маршруту вдоль всей трубы и обратно - до Берлина. Нам предоставили автомобиль - дом на колесах для туристических поездок, где в прямом смысле работали, жили, спали, готовили себе еду и так далее. На нем мы въезжали в различные уральские поселки, чем, конечно, вводили местное население в шок и трепет, тем более еще и с немецкими номерами. Все это продлилось 104 дня.

....


Можете привести какой-нибудь пример или сравнение?

Везде люди рождаются и умирают, смерть является неотъемлемым атрибутом человеческой жизни, и в этой картине есть два примера восприятия смерти - в европейской и русской традиции. Например, для того, чтобы похоронить мать, один из русских героев нашего фильма выезжает с друзьями на кладбище в шесть утра и до пяти часов вечера топорами и ломом выдалбливают могилу в замерзшей земле, чтобы потом опустить туда гроб близкого человека. А в Праге, где мы снимали другой эпизод, люди приезжают на кладбище на автомобилях и в лаковых башмаках в ланч-тайм и, даже не уронив слезу над телом усопшего, слушают Ave Maria и возвращаются к своим повседневным заботам. Нельзя сказать, что в Европе ужасно, а в России прекрасно, но и наоборот сказать нельзя. И так во всем, на какую стороны жизни не посмотреть.

Вы сказали, что фильм возник из вопроса о разнице Европы и России, на который хотелось найти ответ. Вам лично удалось его найти?

Да, мне для себя это объяснить удалось, но, честно говоря, не хочу это произносить вслух. Мне кажется, это то объяснение, которое правильнее находить для себя самому. Потому что когда такого рода вещи формулируешь, они моментально становятся уязвимы. А когда это что-то твое внутреннее, на что мы и подталкиваем зрителя, это более действенно. И я хочу, чтобы эта картина действовала именно таким образом, иначе бы я не снимал кино, а выступал с какими-то манифестами из серии “Россия - не Европа, потому что…” Этим, кстати, занимаются иной раз очень умные и талантливые люди, но я себя не отношу ни к первым, ни ко вторым".

Добавить бы, что в Праге чуть не 30% тел, поступающих в морги, не востребуется родными умерших. Там предпочитают сэкономить: пусть похоронит государство.

А Манский, если уж он признал себя неумным и неталантливым, лучше бы нашел кого-то поумней и поталантливей, чтобы давать за него интервью.

Tags: Вокруг театр, Общество, Чешские заметки.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments