aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Category:

Тодоровский о кризисе "большого кино" и расцвете сериалов.



А вам самому какие сериалы больше всего нравятся?

О, многие! Тот же Mad Man. Замечательный сериал «Фарго» по Коэнам. Потрясающий Breaking Bad. Был великий сериал Алана Булла, который назывался «Клиент всегда мертв» по-русски, гениальный сериал.

СSix Feet Under — один из моих любимейших тоже.

Это классика. Я могу очень долго перечислять, потому что в мировой, прежде всего американской, индустрии сериалов в последние 15 лет действительно произошел большой прорыв. Там были веские основания для этого прорыва.

СКакие?

Сошлось несколько факторов, которые породили невиданный расцвет этой индустрии. Первый фактор: разбогатели кабельные каналы. Все эти сериалы делают кабельные, платные каналы. Они стали зарабатывать достаточно денег на подписке, на рекламе, а потом на эти деньги начали производить оригинальный продукт для своей публики. Ведь в чем вообще трагедия телевидения? Любой федеральный канал, например, НТВ, «Россия», Первый — это канал, который, вообще-то, в идеале должен нравиться всем.

СНо так же не бывает!

Подождите! Так не бывает, но попытка нравиться пенсионерам, интеллигентам, подросткам, военным, отставникам — всем сразу — делается. В итоге возникает некий усредненный продукт, из серии «как бы не раздражать кого-то». Дальше каналы начинают расходиться по интересам, например, говорят: наша аудитория 30 лет, продвинутые, молодые, успешные люди. Как только это возникает, и возникают при этом деньги, люди начинают внимательно изучать аудиторию и работать на нее. Как только в Америке каналы заработали деньги и начали расходиться по интересам — тот же HBO, Showtime, AMC, а сейчас вообще революцию делает Netflix, который даже не телеканал, а интернет-ресурс, — они получили возможность делать вещи штучные, не поточные, потому что им уже не надо было нравиться всем. Второе, что произошло в то же самое время: большое кино все сильнее стало уходить в аттракцион. Фильмы-шедевры, которые выдавал в 70-е американский кинематограф, сейчас бы даже не запустили.

СПочему?

Они не зрительские. А в кинотеатрах сидят подростки в зале. Получается, что надо делать «Трансформеры» и тому подобное. «Человеческое» кино, драма как главная форма высказывания начала потихоньку из кино уходить. А при этом все — сценаристы, режиссеры, актеры, продюсеры — хотят снимать драму, потому что это самое лучшее, самое интересное, что вообще есть. И вдруг оказалось, что на телевидении есть эта ниша, и это авторский сериал! То есть то, за что человек не пойдет в кинотеатр платить 8 долларов, он с удовольствием посмотрит по телеку дома. И будет платить свои 30 долларов в месяц за кабельный канал. Самые лучшие мозги, самые талантливые люди ломанулись на телевидение, потому что они стали получать кайф, удовольствие, а при этом и нормальные деньги на производство есть. Сейчас нет такого серьезного американского артиста, который бы не звонил раз в неделю своему агенту с просьбой: «Найди мне хороший сериал, хорошую роль в сериале». При этом, если вы посмотрите федеральные американские каналы, так идет такая же шняга, как и на наших, потому что им тоже надо нравиться всем.

СКак вы думаете, почему настолько сильно изменилось восприятие людей? Почему стала неинтересна драма? Это технологические изменения или мировоззренческие?

Во-первых, в кино сходить элементарно дорого. Для обычного молодого человека, если он идет с девушкой или в компании, билет, попкорн и т. д. — довольно существенный расход. Поэтому, когда они все же идут в кино, это не просто поход в кино, а некий выход в свет, тусовка. А раз так, они хотят, чтобы их чем-то удивили, чтобы было зрелище, чтобы летали роботы, космические корабли. Или, в крайнем случае, чтобы их очень смешили. Потому что две вещи имеют успех: безумные трагикомедии и блокбастеры. А вот то, что называется драма, что может заставить включиться, прослезиться, испытать потрясение, когда рядом друзья сидят и вы договорились после кино дальше ехать куда-то выпивать, — это называется «грузить». Зрители не хотят грузиться, они хотят чистого энтертейнмента. И еще, не забывайте, что люди теперь сидят дома и качают. Они думают: вышел хороший фильм, я скачаю, посмотрю перед сном.

СМожно ли ожидать расцвета индустрии авторских сериалов, который вы описали на примере Америки, в ближайшем будущем в России?

Какой-либо революции я не ожидаю. Пока что для нее нет оснований. Если бы у нас сейчас было пять успешных, богатых кабельных каналов, возможно, случилась бы революция. Но тенденция есть, и она заключается в том, что очень хорошие режиссеры хотят снимать сериалы. И не как раньше, чтобы подзаработать в вынужденном простое. А потому что сериалы становятся территорией их амбиций. Они хотят что-то сказать на этом языке. Эта  форма высказывания сейчас окончательно реабилитирована. Но это пока не революция. Это просто осознание реальности началось. Есть еще один ключевой момент. Показывая сериал, ты получаешь огромную аудиторию. Ты снимаешь фильм, и его серию за один вечер смотрят миллионы людей.

http://snob.ru/selected/entry/84910/page/4

Tags: Общество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments