Лев Толстой придумал удивительный способ говорить про сложные вещи просто, но непривычно. Он описывал церковную службу в своем "Воскресении" так:
"Богослужение состояло в том, что священник, одевшись в особенную, странную и очень неудобную парчовую одежду, вырезывал и раскладывал кусочки хлеба на блюдце и потом клал их в чашу с вином, произнося при этом различные имена и молитвы... Сущность богослужения состояла в том, что предполагалось, что вырезанные священником кусочки и положенные в вино, при известных
манипуляциях и молитвах, превращаются в тело и кровь бога... - "Изрядно о пресвятей, пречистой и преблагословенней богородице", - громко закричал после этого священник из-за перегородки, и хор торжественно запел, что очень хорошо прославлять родившую Христа без нарушения девства
девицу Марию, которая удостоена за это большей чести, чем какие-то херувимы, и большей славы, чем какие-то серафимы. После этого считалось, что превращение совершилось, и священник, сняв салфетку с блюдца, разрезал серединный кусочек начетверо и положил его сначала в вино, а потом в рот.
Предполагалось, что он съел кусочек тела бога и выпил глоток его крови. После этого священник отдернул занавеску, отворил середине двери и, взяв в руки золоченую чашку, вышел с нею в середине двери и пригласил желающих тоже поесть тела и крови бога, находившихся в чашке.
Желающих оказалось несколько детей.
Предварительно опросив детей об их именах, священник, осторожно зачерпывая ложечкой из чашки, совал глубоко в рот каждому из детей поочередно по кусочку хлеба в вине, а дьячок тут же, отирая рты детям, веселым голосом пел песню о том, что дети едят тело бога и пьют его кровь.
После этого священник унес чашку за перегородку и, допив там всю находившуюся в чашке кровь и съев все кусочки тела бога, старательно обсосав усы и вытерев рог и чашку, в самом веселом расположении духа, поскрипывая тонкими подошвами опойковых сапог, бодрыми шагами вышел из-за перегородки".
Cуть этого приема описал Виктор Шкловский, а за ним и профессор-расстрига Борис Парамонов с радио "Свобода":
"Известен факт отлучения Толстого от церкви, главным поводом для которого послужило описание церковной службы в романе "Воскресение", сочтенное богохульственным. Шкловский показывает, что к этому по видимости идеологическому выпаду Толстого привело движение его художественных средств: Толстой описал богослужение, выделив не культурно-знаковые, символические его моменты, а, так сказать, материально-технические. Это все та же Наташа Ростова в театре. Процесс взят с его вещественной изнанки, - как говорит Шкловский, перенесен в иное семантическое измерение. Получилось не церковное богослужение, а непонятно почему производимые передвижения предметов и возглашения непонятных слов. С вещей и процессов совлекается их культурный покров - именно это, так сказать, дикарство и создает эстетический эффект. У Толстого здесь не богохульство, говорит Шкловский, а дальнейшее развитие, на новом материале, все того же приема остранения. Идеология оказалась видимостью, - на самом деле это стилистический прием".
Сегодня в желтоватых и желтых газетах фото Бритни Спирс (которую я вообще-то не распознаю) с подписями типа "опозорилась".
Если не читать остального, то можно было б подумать, что в таком виде Бритни застукали в неполагающемся месте с неким молодым негодяем .
Но нет, оказывается, что это деталь выступления на сцене, а позор заключается в том, что дама не сумела произвести художественного впечатления на ценителей искусства.
Посмотрел ради любопыства, в чем конкретно заключался позор.
Лев Николаевич, вероятно, написал бы про это как-то так:
"Дама в черном белье и сапогах, но без верхней одежды скакала по сцене и что-то пела масляным голосом. Песня в основном состояла в повторении одних и тех же слов "Дай мне, дай мне..." Вокруг неодетой дамы метались под музыку какие-то другие дамы, одетые в черные платья, и группы молодых людей в черных пиджаках и расстегнутых белых рубашках, которые при этом заглядывались на большие груди неодетой дамы, принюхивались и облизывались. Ее неглиже явно делало ее главной в этом обществе.
Дам в черном волоком по полу утащили от неодетой дамы их кавалеры, но они вернулись вновь, явно не желая пропустить чего-то важного.
Наконец, один из молодых самцов не выдержал и начал хватать даму за открытое тело, но она сбила его с ног, и наступила ему на спину сапогом. Было это сделано очень нарочито и никого не отвратило, другой молодой человек набросился на даму, схватив ее за бедро вблизи причинного места. Даме это понравилось и она прислонившись спиной к молодому человеку, давала ему трогать себя за живот и ноги.
Публика, состоявшая наполовину из африканцев, была довольна этим зрелищем."
А, собственно, какие могут быть претензии к артистке? Ну, старается дама.
Но ела много и мало тренировалась, и потому не попадает в ритм.
Не отлетает потому вещественно-материально-техническое в область культово-знакового и обрядово - духовного.
Лев Толстой и Бритни Спирс.
-
Эскалация высказываний по поводу "Свободной Армии Сирии".
Имею в виду не западный шум и крик в ответ на бомбежки, а изменения в российской позиции в отношении так называемой умеренной оппозиции.…
-
к скандалу с би-би-си (конспективно)
Оригинал взят у
labas в к скандалу с би-би-си (конспективно) Для тех, кто не в курсе, речь идет об этой статье и рекламировавшем ее…
-
Постмодернистское понятие суверенитета.
Интересно бывает - читаешь 2 статьи на разные темы, и вдруг видишь что темы-то связаны! Вике-Фрейберга: в России психопатическая власть, живущая…
- Post a new comment
- 13 comments
- Post a new comment
- 13 comments
-
Эскалация высказываний по поводу "Свободной Армии Сирии".
Имею в виду не западный шум и крик в ответ на бомбежки, а изменения в российской позиции в отношении так называемой умеренной оппозиции.…
-
к скандалу с би-би-си (конспективно)
Оригинал взят у
labas в к скандалу с би-би-си (конспективно) Для тех, кто не в курсе, речь идет об этой статье и рекламировавшем ее…
-
Постмодернистское понятие суверенитета.
Интересно бывает - читаешь 2 статьи на разные темы, и вдруг видишь что темы-то связаны! Вике-Фрейберга: в России психопатическая власть, живущая…