aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Category:

"Египет колоссальный": Пушкин и Египет.

Интересная статья А. Формозова ИНТЕРЕС ПУШКИНА К ДРЕВНЕМУ ЕГИПТУ. ГУЛЬЯНОВ.
Она рассказывает о знакомстве Пушкина с египтологом Гульяновым.

"В июле 1830 г. Пушкин получил анонимное стихотворное послание. Автор его обращался к музам, опечаленным вестью о женитьбе поэта, утешал их и сулил новый взлет в творчестве гения. Уже в полной мере почувствовавший, что широкая публика от него отвернулась, то и дело читавший неблагожелательные отзывы журналов о своих произведениях, Пушкин был растроган вниманием неизвестного друга и набросал 29 строк «Ответа анониму»:

"О кто бы ни был ты, чье ласковое пенье
Приветствует мое к блаженству возрожденье,
Чья скрытая рука мне крепко руку жмет,
Указывает путь и посох подает;
О кто бы ни был ты: старик ли вдохновенный,
Иль юности моей товарищ отдаленный,
Иль отрок, музами таинственно храним,
Иль пола кроткого стыдливый херувим, —
Благодарю тебя душою умиленной"
...."

Вскоре выяснилось, что стихи прислал отнюдь не отрок, и не «пола кроткого стыдливый херувим», и даже не товарищ юности, а почтенный член Российской Академии, видный языковед и египтолог Иван Александрович Гульянов (1789–1842). В конце 1830 или в начале 1831 г. состоялось знакомство Гульянова с Пушкиным".


В архиве Гульянова, поступившем в Государственный исторический музей, был обнаружен листок с рисунком пирамиды и французской подписью Гульянова: «Начертанная по- этом Александром Пушкиным в разговоре, который я имел с ним в это утро о моих трудах вообще и о гиероглифических знаках в частности. 31 декабря 1831 года».


"Этот «археологический рисунок» Пушкина — не единственный. Второй тоже связан с Египтом и находится на черновике стихотворения «Осень», относящемся к октябрю 1833 г. Как известно, этот шедевр русской поэзии обрывается на словах: «Куда ж нам плыть?», после чего идут две строки многоточий. В черновиках намечались различные направления пути для «оснащенного корабля», и среди них — «Египет колоссальный», «где дремлют древние за Нилом пирамиды», «где дремлют вечности симвóлы, пирамиды». Думая об этой стране, в характерной быстрой манере Пушкин начертил на полях контур древней статуи, восседающей на ступенчатом пьедестале. Рисунок Пушкина восходит, несомненно, к гравюре в какой-то книге.

Формозов пишет о большом интересе в русском обществе к египетской экспедиции Наполеона, научных отчетах о ней, расшифровке иероглифов Шампольоном, восприятии египетского искусства в России, появлении сфинксов на Васильевском острове. Пушкина всеэто также очень интересовало.
Tags: Египет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment