aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Category:

Чебоксары и Канаш, 1920-1930-ые. Часть 1.

Краеведческая история может быть очень богатой и придавать необыкновенную остроту и яркость истории государства.
Но, увы, ею занимаются лишь энтузиасты и только от усилий подвижников зависит заметное продвижение в этой области. Быстро исчезают фото- и киноматериалы, живые свидетели старины, старые предметы. И если их не собирать, то приходится начинать с очень малым. Или сочинять все заново, создавать мифологию, как делают многие, но всегда это нехорошо выглядит.
Вот и я, взявишись за простую, вроде бы тему, столкнулся с очень скромным количеством доступных материалов.
Почему? Оказывается, материалы собирали, да многое не сохранили. Это определенный вклад партийной борьбы 1920-ых.


16104.jpg
Сергей Порфирьевич Петров - из крестьян, но крестьянином не стал («В 1903 году, когда мне было 13 лет, я получил свидетельство об окончании земского начального училища и осенью, в последние дни навигации, тихонько от родителей убежал в Казань. Так я порвал с деревней»).

Человек десятков разных профессий: "Скитался по городам, работал посудником в чайных и ресторанах, сортировщиком яиц в купеческих перевалочных базах, продавцом в трактирах и постоялых дворах. В конце 1907 г. С. Петров переезжает в г. Самару к дяде, музыканту, играющему на гуслях. С его помощью он выучивается игре на гармонике и рояле и устраивается работать трактирным музыкантом, выступает в ресторанах. В 1913 г. Сергей Порфирьевич заканчивает счетоводные курсы, а в 1914 г. выучивается на вагоновожатого. Работает кондуктором и вагоновожатым". Но  в 37 лет он - партийный секретарь Чувашской автономии.

По национальности чуваш, но борец и с энтузиастами чувашского краеведения, и с чувашским языком, и особенно с национальными кадрами.
Родился в чувашской деревне под Чебоксарами, а умер в лагере в Казахстане.
И, наконец, парадоксальное: "В связи с 90-летием со дня рождения Петров занесен (посмертно) в Почётную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР". (1979 год.). Герой, что и говорить - при нем  и раскулачивание на небогатых чувашских землях прошло, и репрессии.

Но вот про вклад Петрова в краеведение:

"В конце лета 1926 года по решению секретаря ЦК ВКП(б) С. В. Косиора в Чебоксары прибыл С. П. Петров. Здесь его с ходу выдвинули делегатом на XV конференцию ВКП(б), в октябре 1926 г. его ввели в состав обкома, а в декабре на организационном пленуме объединенном пленуме обкома и ОКК по рекомендации ЦК избрали ответственным секретарем Чувашского обкома партии.
Летом 1928 г. руководство Чувашской АССР начало кампанию против бывшего руководителя Чувашской автономии Д. С. Эльменя. 2 декабря 1930 г. на заседании партийного бюро Нижегородского коммунистического института Д. С. Эльмень был исключён из коммунистической партии.
Первыми, кто попал под критику С. П. Петрова, оказались делегаты первого Всечувашского краеведческого съезда и участники празднования 60-летия Симбирской чувашской школы и 80-летия её основателя И. Я. Яковлева, состоявшихся в 1928 г. В начале 30-х гг. они были обвинены в том, что являлись проводниками «националистической, кулацкой точки зрения», после чего активное краеведение на долгие годы оказалось на периферии «большой науки».
Созданное в 1921 г. при активном участии Д. С. Эльменя Общество изучения местного края, ставшее массовым научно-культурным движением, фактически было разогнано.
Борьба с «националистами» развернулась и в области чувашского языкознания. Ряд представителей интеллигенции (Д. П. Юман, Ф. Т. Тимофеев, Г. И. Вантер) в 1932 г. подверглись критике за использование «старых, выходящих из употребления чувашских слов в своей литературной практике». К «кулацко-националистическому творчеству» была отнесена серия произведений П. П. Хузангая, якобы «густо насыщенных восточными словами, совершенно непонятными для читающей массы».
Шельмованию подверглись не только работы ряда представителей творческой интеллигенции, но и выдающегося русского языковеда, создателя чувашского словаря Н. И. Ашмарина, обозванного представителем «миссионерской националистической идеологии в области чувашского научного языковедения». Выступая на научной конференции по совершенствованию терминологии и орфографии чувашского языка (15—17 июля 1935 г.), партийный руководитель республики С. П. Петров заявил: в словаре Ашмарина «не только порнографии много, но там есть прямая контрреволюция». Критикуя установки «старых специалистов в области языкознания», он поучал, как писать по-чувашски (например, слово «коллективизация»): «Начали толковать. Но слово стало международным. Почему его не принять как „коллективизация“. Или возьмите слово „кислород“ или „капитал“. Их не надо переделывать… Ведь родной язык нужен для того, чтобы на основе родного языка люди как можно скорее усвоили сумму знаний и пройденный путь пролетариата… Он нужен для обеспечения мировой пролетарской революции … разящей врага, организующей массы на борьбу за социализм».
Такие дела. Но, отчасти, пострадало не только краеведение дореволюционного периода, но и историография советского времени.
То и дело сталкиваешься с интересными фактами, но узнать больше - не получается. Не сохранились или лежат глубоко в архивах. Меня, к примеру, интересует строительство дорог между Чебоксарами и Канашом. Материала - ничтожно мало. Но попробуем все же восстановить картину.


"Чебоксары, ставшие после образования Чувашской Автономной области в   1920 г.   ее столицей,   были зимой фактически   на   полгода   отрезаны   от  остальной  территории.   В   период   же   весенней   и    осенней   распутицы транспортная связь с этим городом вовсе прекращалась. Даже летом поездка на лошади  из Чебоксар в Канаш занимала не менее двух суток".

В 1925 году была образована Чувашская Автономная Республика. С центром, который был изолирован в стороне от главных путей.
Между тем Канаш, возникший из поселения Шихраны на железной дороге Москва-Арзамас-Казань, быстро рос.
Так что столице повышенной в ранге автономии потребовалась сразу 2 дороги для  развития - железнодорожная ветка и шоссе, обе вели на Канаш (Шихраны).

Чебоксары - город старинный, доктор исторических наук, профессор В.Д. Дмитриев пишет: «Нам удалось установить, что на большой карте венецианцев Франциска и Доминика Пицигани 1367 года и на третьей карте атласа Каталинского 1375 года на месте Чебоксар нарисовано изображение города без указания названия. На карте 1459 года, составленной Фра-Мауро для португальского короля Альфонса V на основе более ранних карт, на месте Чебоксар помещен город Вета-Суар (чув. Вата Савар, то есть „Средний Сувар“)» Дату рождения города по традиции принято определять по его первому упоминанию в письменных источниках. Русские летописи упоминают о Чебоксарах как о хорошо известном поселении на волжском пути в связи с походом воеводы Ивана Дмитриевича Руна на Казань в мае 1469 года: «…ночевали на Чебоксарке, а от Чебоксаря шли весь день, да и ночь всю шли, а приидоша под Казань на ранней зоре…»... В настоящее время именно 1469 год принято считать временем основания города. Историки настаивают на пересмотре этой даты — найденные во время последних археологических раскопок материалы указывают, что Чебоксары основаны еще в XIII веке переселенцами из булгарского города Сувар.




Не сохранившийся до наших времен памятник советских Чебоксар - деревянные Красные (Октябрьские) ворота, построенные в 1924-ом и снесенные в 1930 году, поскольку они начали мешать городскому транспорту. (На фотографии запечатлен траурный митинг по случаю смерти М. В. Фрунзе 3 ноября 1925 года. Снимок выполнен с южной стороны. В северном направлении просматриваются силуэты церквей и гражданских зданий, мост через Чебоксарку.)   За образец, вероятно, взяли Красные ворота архитектора Ухтомского, но творчески его переработав, посвятили триумфу Октябрьской революции. Те, кстати, снесли в 1927-ом.

Что-то в этом есть такое, весьма проникновенное: строительство и снос Красных ворот в Москве и в Чебоксарах "по случаю бурного социалистического строительства". Только в Москве Красные ворота строили несколько раз, а в Чебоксарах между строительством и сносом прошло всего-то 6 лет.

Не менее интересно было и другое чебоксарское деревянное строение, построенное чуть позже - якобы "копии первого варианта мавзолея В. И. Ленина в Москве". На деле -  вряд ли так, поскольку первая времянка Мавзолея (куб с небольшой пирамидой наверху) просуществовала примерно 2 месяца. А вот вторую строили с марта по август 1924 года из дерева, а третий вариант 1929-1930 года построили уже основательно.


Деревянный мавзолей - http://mova.livejournal.com/85116.html

И, вероятно, тот же чебоксарский архитектор-энтузиаст, соорудил и вариацию на тему Мавзолея. "Это было одноэтажное здание с трибунами, расположенными в верхней части с трех сторон по периметру, (оно) все чаще использовалось во время демонстраций и митингов. Внутри здания находился магазин культтоваров. Здесь же торговали книгами".
"Мавзолей" тоже снесли, но в начале тридцатых. Тоже как-то скоро?
Фото или чертежи "мавзолея" не сохранились. По представлению художника Е. Иванова, который его не видел, он выглядел так:


Но это фантазия автора рисунка, конечно, по мотивам мавзолея в Москве. Богатая фантазия: одноэтажный дом с галерейкой превращен минимум в трехэтажное строение.

Кстати, архитектором этих зданий мог быть черемис (мариец) Василий Николаевич Александров, который получил инженерное образование, служил в Самаре в земстве, потом вернулся в родной город, и построил несколько 6-8-12-квартирных домов в Чебоксарах конца 1920-начала 1930-ых годов.

Что касается Канаша (Шихран до 1920 года), то,  по утверждению краеведа Л.И. Иванова, на том же месте была деревня Атищево, основателем которого был чуваш Атищ, в 1588 г. переселившийся со среднего течения реки Вятка, т.е. с Арской земли, где проживало чувашское население. Он был мусульманином.
В писцовой книге Свияжского уезда за 1646-1647 г.г. сказано, что в Атищево в то время было три двора. Спустя сто лет число дворов возросло до 132.
Деревня Шихраны рядом с Атищево образовалась в результате притока чувашского населения из Казанского уезда в 60-х г.г. XVII века,  она входила в состав Арской дороги. То есть это переселение было связано с колонизацией Среднего и Нижнего Поволжья, признаком которого служило движение народа с севера на юг.
В 1781 г. Шихраны и Атищево зачислили в Цивильский уезд. Вскоре они слились в одну деревню и стали называться Атищево-Шихраны. В 1784 г. здесь проживало 148 человек. К 1796 г. из Атищево-Шихраны выделился околоток Сугайкасы, в 1811 г. - Мурзыванкасы и Огушкасы. В некоторых документах Атищево-Шихраны выступают как Старое Бикмурзино. Интересно, что в конце XVII века крестьяне из Атищево, переселившиеся на территорию нынешнего Комсомольского района, основали деревню Новое Бикмурзино (Шёхран).
Шехран - это чувашской имя. Топоним весьма типичный - по имени основателя. Можно предположить по двум сохранившимся топонимам, что основателем Шихран был некто Шихран Бикмурза, чуваш-мусульманин. Впрочем, ввиду активной деятельности миссионеров православной   церкви, основавшей монастыри в Чебоксарах, Цивильске, Алатыре, большая часть чуваш язычников и мусульман становятся крещеными православными.

В 1893 году через Шихраны проложили участок дороги Сасово-Свияжск. В 1905 г. - после строительства церкви - Шихраны становятся селом.
1909-1915 - строится участок железной дороги Арзамас-Казань. В 1917 г. в Шихранах проживало 1447 человек. В 1920 году Шихраны были переименованы в поселок Канаш (Совет по-чувашски), в 1925-ом он становится городом, и строится городской вокзал и целый участок нового города. В 1931 году в Канаше живет 3400 человек, в 1939 - 18800 чел.


Часть сохранившегося центра  села Шихраны - с одним из первых каменных домов - это земская начальная школа (позже там было отделение банка), церковью и прилегающими домами - 1970-ые годы.


Дом бывшего писаря Новомамаевской волости С.Я.Ростовцева, якобы - 1887 года! С 1912-23 г.г. здесь находилось Высшее начальное (с ума сойти!) училище. На первом этаже были почта и телеграф. С 1931 года Финансовый техникум, а затем Исполком горсовета.
Впрочем, его уже нет, снесено по ветхости.


Старейший канашский памятник - водонапорная башня на железной дороге для заправки паровозов водой, 1892 год.
Все остальное в городе -  моложе ее.


Вокзал на станции Шихраны-Канаш.


Беженцы от поволжского голода 1921  года   в Канаше.




Продолжение следует
Tags: Русская история, Чуваши
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments