Его создал соратник Александра Македонского Птолемей, получивший после распада империи Македонского в свое владение Египет. Хотя образцом для Александрийского Мусейона послужили высшие школы Афин, но в его структуре было несколько новых организационных форм, фактически означавших появление новых социальных технологий.
Этими новыми институтами были:
Научная библиотека
Музей, как собрание научных коллекций.
Научное сообщество.
1. БИБЛИОТЕКА.
Частные библиотеки известны в Древней Греции с V в. до НЭ.
Об Александрийской библиотеке, первой, имевшей черты научной и публичной, существуют такие сообщения:
Ириней Лионский: "Еще до римского владычества, когда Азия была во власти македонян, Птолемей, сын Лага, горя желанием украсить основанную им в Александрии библиотеку самыми совершенными произведениями всех народов, попросил у жителей Иерусалима их книг, переведенных на язык эллинов" (Irenaeus [Adversus haereses] ap. Euseb. Hist.eccl., V, 8, 11).
Георгий Синкелл: "Этот Птолемей Филадельф, собрав отовсюду, так сказать, все книги мира старанием Деметрия Фалерского, третьего законодателя афинян, человека весьма уважаемого у эллинов, а в числе этих книг и писания евреев…, учредил в Александрии в 132 Олимпиаду (252/1-249/8 гг.) библиотеку, при составлении которой и умер (246 г.). В ней было, по утверждению некоторых, 100 000 книг" (Georgius Syncellus. Ecloga chronographica, p.518 Dind.).
Иоанн Цец: "Тот самый царь Птолемей (т.е. Птолемей Филадельф, о котором упоминалось в предыдущем пассаже), поистине философская и божественная душа, крайний любитель всего прекрасного, и вида, и дела, и слова, когда через посредство Деметрия Фалерского и других почтенных мужей за счет царской казны собрал отовсюду в Александрию множество книг, то поместил их в две библиотеки, из которых во внешней (т.е. в Серапейоне) их насчитывалось 42 800, а в той, что была расположена внутри царских чертогов (т.е. в Мусейоне), - книг сложного состава насчитывалось 400 000, а простых и несложных - 90 000" (Ioannes Tzetzes. Prolegomena de comoedia Graeca, prooemium II).
Цит. по: Э. Д. Фролов Античный Мусейон в его развитии от частно-правового института к государственному учреждению - http://www.centant.pu.ru/centrum/publik/confcent/2001-03/frolov.htm Во второй и третьей цитате ошибки: создателем библиотеки был все же не Птолемей II Филадельф, а Птолемей I, как это правильно написано в более древнем источнике 1.
Согласно источникам, в библиотеке было от 100 до 500 тыс. книг – и эти цифры показывают уровень письменности того времени.
2. Музей, как собрание научных коллекций.
В Мусейоне коллекции были представлены полными списками книг (важными для филологов), ботаническим и зоологическим садом. Поскольку тут работали известные медики-анатомы, то можно представить и коллекции костей. Было тут и собрание работ художников.
3. Научное сообщество. Египетская династия Лагидов материально поддерживала научное сообщество Мусейона, устраивались дискуссии, чтения. Нет сомнений, что сообщество ученых выработало определенные правила общения, публиковало (принимало в библиотеку) те или иные работы. Важно, что частные занятия превратились в Александрии в общественные.
Сравним теперь, насколько Мусейон опередил современные европейские институты.
Библиотеки. Они сохранялись в Византии. Первая монастырская библиотека в Западной Европе возникла в Монтекассино в XII веке.
Учебные музеи – 1. Ботанический сад Пизы 1590, 2. Лейдена 1600.
Анатомическая коллекция – Лейден 1597. Коллекция окаменелостей – Улисс Адрованти, профессору университета в Болонье – около 1600 года. В то же время или чуть позже были созданы коллекции в других университетах – их создатели: Olaus Worm (1588-1654) at the University of Copenhagen, Frederik Ruysch (1638-1731) at the Atheneum Illustre (predecessor of the University of Amsterdam), JohannHeinrich Schulze (1687-1744) at the University of Halle-Wittenberg.
Данные взяты из: MARTA C. LOURENÇO Contributions to the history of university museums and collections in Europe MUSEOLOGIA 3: 17-26
Для библиотек – спустя 1600-1700 лет.
Для ботанических садов: спустя 1700-1800 лет
Для учебных и научных коллекций – не менее 1800 лет.
Для научного сообщества – не менее 1600 лет.
Более того, участие христианской традиции в развитии современной науки, которое так любит обсуждать </a></a>ivanov_petrov ничтожно, наоборот, наука возникла скорее в период Возрождения.
Еще Иванов-Петров критиковал мое сравнение Олимпиад древности и современности: мол, при сходстве форм может быть разное содержание. Естественно, древние Игры посвящали богам Олимпа, современные воплощают принципы Нового времени. Но спортсмены все же видят прежде всего противников и соревнуются с ними. Сами Олимпиады создавались в подражание древности и возрождения ее принципов.
Ожидая аналогичной критики насчет Мусейона, процитирую ведущего специалиста по античности Э. Д. Фролова: «Важно, однако, заметить, что основой этой замечательной культуры было соответствующее высокое развитие образования и науки, опиравшееся, в свою очередь, не только на индивидуальные свершения ученых, но и на достаточно разработанные организационные формы, на своего рода учебно-научные центры, контуры и судьба которых, при всем историческом своеобразии, напоминают явления нового времени».
Фролов называет научно-исследовательским институтом и Академию Платона.
Итак, греки создали такие научные и публичные институты, которые играют огромную роль в современном мире.