aldanov (aldanov) wrote,
aldanov
aldanov

Categories:

Выкристаллизовывание балета и Людовик XIV

"Король-солнце" Людовик XIV получил свое прозвище от исполняемой им балетной партии Солнца в балете Люлли Le Ballet de la Nuit .

Из Вики:
"Балет выработался как отдельное искусство, нацеленное на создание спектаклей, во Франции во время правления Людовика XIV, который имел страсть к танцам и прекратил упадок стандартов танцев, который начался в 17-м веке. Когда Людовика XIV был коронован, его интерес к танцам сильно поддерживался рождённым в Италии кардиналом Мазарини, который помогал Людовику XIV. Юный король мальчиком сделал свой дебют в балете. Существенное влияние на французские спектакли оказал итальянский композитор и хореограф Жан-Батист Люлли (итал. Giovanni Baptista Lulli, 1632—1687), приехавший во Францию с подачи Мазарини. Люлли сделался одним из любимых танцоров короля и представлял короля как лучшего танцора во Франции.

Поддерживаемый Людовиком XIV, Люлли часто помещал короля в свои балеты. Титул «Король-солнце» Людовика 14-го происходит от его роли в Le Ballet de la Nuit (1653) поставленном Люлли.

В 1661 году Людовик XIV основал Королевскую академию танца[en] (фр. Académie Royale de Danse) в комнате Лувра. Это была первая в мире балетная школа. Она развилась в компанию, позже известную как «Балет Парижской оперы». Люлли, служивший при французском дворе, железной рукой руководил Королевской Академией Танца. Он сыграл важную роль в определении общего направления развития балета на следующее столетие.

Основным вкладом Люлли в балет было его внимание к нюансам композиций. Его понимание движений и танцев позволяло ему сочинять музыку специально для балетов, с музыкальными фразами соответствующими физическим движениям. Он также сотрудничал с французским драматургом Мольером. Вместе, они взяли итальянский театральный стиль, комедию масок (Комедия дель арте), и приспособили его в своих работах для французских зрителей, создав comédie-baleto. Среди их наиболее важных творений был «Мещанин во дворянстве» (1670). Пьер Бошан (1636—1705), другой придворный танцор и хореограф, также сотрудничал с ними, ставя танцевальный взаимодействия между драматическими частями. Пьер Бошан был преподавателем танцев Людовика XIV.

Пьер Бошан продолжил работу над танцевальной терминологией. Самые ранние упоминания принятых сегодня позиций ног в балете находятся в его работах. Бошан возможно был называем как «заведующий королевских балетов» в Королевской Академии Танца.

Пять позиций ног и выворотность, которая есть в каждой из позиций, могут быть объяснены также тем что балет образовался на основе придворных танцев. В придворных танцев участвовали дворяне, и все мужчины из них были обучены фехтованию, и некоторые приёмы фехтования, также как выворотные положения ног и позиции ног рук и ног были использованы в хореографии.

Существующая общепринятая терминология классического балета на французском языке, однако она сохранила некоторые первоначальные итальянские названия.

В 1669 году Людовик XIV основал Королевскую Академию Музыки (Académie Royale de Musique), её руководителем стал Люлли . В 1670 году здоровье Людовика XIV ухудшились до такой степени что он прекратил танцевать. Вслед за ним аристократы также оставили сцену и балет стал оформляться как занятие для профессионалов, на которых высшее сословие смотрело уже исключительно из зрительного зала.



Версаль времен Людовика XIV



Кадры из фильма "Король танцует" (фр. Le Roi danse) — кинофильм Жерара Корбьё по мотивам биографии музыканта и танцора Жана Батиста Люлли  Сюжет фильма - "Юный Людовик XIV начинает брать уроки танцев. Его увлечению балетом способствует молодой итальянец, начинающий музыкант Люлли, написавший музыку к «Балету ночи» (1653), в котором Людовик исполняет роль Восходящего солнца, являя тем самым своим подданным образ сильного и всемогущего монарха, подчинившего себе вчерашних бунтовщиков-фрондеров. Музыка Люлли становится манифестом молодого короля в стремлении к искусству и бунте против святош Общества святых даров и благочестивой матери — сильной женщины, стремящейся уберечь венценосного сына, который стоит на грани добродетели и порока.

После смерти кардинала Мазарини в 1661 году 22-летний король Людовик XIV превращает своё увлечение танцами, музыкой и искусством практически в государственную политику, желая сделать из своего королевства блестящую монархию, сверкающую театром, оперой и музыкой. После десятилетий беспорядков, вызванных религиозными и гражданскими войнами, король стремится к абсолютной власти, желая установить гегемонию Франции в Европе, рука об руку с ними идут его сподвижники драматург Мольер и музыкант Люлли. Этот необычный альянс бросает вызов косности и мракобесию католической церкви и старому мировоззрению.

После смерти королевы-матери в 1666 году Людовику XIV больше нечего опасаться упреков и суровой критики. Для своих подданных он становится идолом, воплощением бога на Земле. В 1670 году Люлли и Мольер занимаются постановкой прекрасного балета, который бы смог превзойти все виданное ранее. Флорентиец вкладывает в это творение свою душу, написав музыку, а Мольер — свой талант драматурга. Но их совместный замысел практически не осуществился: король выходит на сцену в последний раз, после чего он больше не танцует в балете, предпочтя ему оперу. После смерти Мольера, впавшего в полуопалу (чему немало способствовал сам Люлли), композитор, несмотря ни на что, остался верен своему королю вплоть до своей трагической гибели…"

Сцена из фильма:

Tags: История Европы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments